Система оценки кредитоспособности
Страница 2

Материалы » Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки » Система оценки кредитоспособности

3) опыт работы банка с данным конкретным клиентом (кредитная история);

4) состояние отрасли и региона, конкурентоспособность клиента, положение конкретного клиента в указанной отрасли;

5) финансовое положение клиента;

6) возможность предоставления клиентом имущества для использования в качестве иного обеспечения.

Руководство должно обладать достаточно высокой компетенцией и опытом, чтобы ставить реалистичные финансовые цели и задачи.

Опыт работы банка с клиентом (характер взаимоотношений с клиентом). Прежде всего, кредитный инспектор должен оценить прочность взаимоотношений банка с клиентом и его историю. К факторам, которые нужно проанализировать при оценке характера взаимоотношений банка с клиентом, относятся:

— длительность взаимоотношений заемщика с банком по кредитованию, предоставлению банком клиенту других продуктов, имеющих кредитные риски, по расчетно-кассовому обслуживанию и по другим видам банковских услуг (продуктов);

— количественные параметры операций банка с данным клиентом по всем видам продуктов (суммы и сроки кредитов, гарантий и др., суммы оборотов по счетам, суммы депозитов и др.);

— кредитная история.

Анализ внешней среды (региональные и отраслевые факторы) является важным аспектом прогноза риска банка по каждой запрашиваемой ссуде.

Оценка внешней среды функционирования компании начинается с анализа регионального и отраслевого контекста. На стабильность деятельности компании, работающей в том или ином регионе. Влияет то, насколько динамична, развита и устойчива экономика региона, насколько прозрачно и эффективно ее регулирование. Есть ли необходимая инфраструктура экономики. Как работает финансовый сектор, насколько развита кредитная культура. Также необходимо анализировать структуру и перспективы развития отрасли, остроту конкуренции, особенности режима регулирования. Выявить ключевые факторы успеха и факторы риска влияющие на «игроков» отрасли. Необходимо оценить позиции компании на рынке, ее преимущества перед конкурентами и сферы, где она наиболее уязвима. Обязательно учитывается специфика отрасли и проводится сравнительный анализ ключевых показателей деятельности субъекта с показателями других компаний. Далеко не последнюю роль в рейтинговом исследовании предприятия играет изучение менеджмента и стратегии предприятия.

Оценив связанные с кредитной заявкой факторы внешней среды, в которой функционирует заемщик, уровень менеджмента и конкурентоспособность продукции, работ, услуг, предоставляемых (оказываемых) клиентом, кредитный инспектор приступает к финансовому анализу.

Детальный комплексный финансовый анализ заемщика (движение денежных средств, платежеспособность, ликвидность, соотношение собственных и заемных средств) и объекта кредитования производится на основании имеющейся в распоряжении кредитного инспектора документации. При этом инспектором должны использоваться документы, предоставленные самим заемщиком, полученные из других источников, а также документы, уже имеющиеся в банке и ранее предоставленные заемщиком (по предыдущим кредитам и при получении других услуг).

Основными источниками финансовой информации для анализа являются: бухгалтерский баланс предприятия (форма № 1 по ОКУД); отчет о финансовых результатах (форма №2); отчет о движении средств (форма №4); приложение к балансу (форма № 5). Обязательным является изучение финансового состояния заемщика в динамике. Для этого необходимо получение бухгалтерской отчетности заемщика не менее чем за 3 последних квартала (за исключением предприятий с иностранными инвестициями).

Комплексный анализ финансового состояния заемщика целесообразно проводить в следующей последовательности:

1) анализ структуры активов и пассивов заемщика;

2) анализ денежных потоков заемщика;

3) анализ финансовой устойчивости заемщика;

4) анализ эффективности деятельности заемщика.

Все активные и пассивные статьи баланса заемщика целесообразно группировать по степени их соответствия определенным признакам. Так, активы заемщика могут группироваться по признаку их участия в производственном процессе (оборотные и внеоборотные активы), а также по уровню их ликвидности. Пассивы обычно группируют по источникам их возникновения (собственный и заемный капитал), а также по степени их срочности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также почитать:

Закон об ипотеки
Вступивший в силу Федеральный закон РФ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" существенно повлиял на процесс формирования отечественного ипотечного рынка. Данный закон имеет исключительное значение в законодательном регулировании залоговых отношений, когда предметом залога выступает недвижи ...

Нормативно-правовое регулирование потребительского кредитования
Правовое регулирование отношений, возникающих между кредитором и заемщиком в связи с предоставлением последнему потребительского кредита, осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «О Центральном Банке РФ», ФЗ «О Банках и банковской деятельности», ФЗ «О несостоятельности кредитных ...

Формирование депозитной политики коммерческих банков в системе управления банковскими ресурсами
В целях привлечения ресурсов для своей деятельности коммерчес­ким банкам важно разработать стратегию депозитной политики, исходя из целей и задач коммерческого банка, закрепленных в уставе, получе­ния максимальной прибыли и необходимости сохранения банковской ликвидности. Депозитная политика должн ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru