Из данных рисунка 1.1 видно, что на начало IV квартала 2011 г. лидером инвестиционного кредитования является ОАО «БПС-Сбербанк» (доля в системе страны – 71,59 %), далее следуют «Приорбанк» ОАО (6,21 %), ОАО «Белагропромбанк» (4,57 %), ОАО «АСБ Беларусбанк» (2,63 %).
Рисунок 1.1 – Доля банков Республики Беларусь в инвестиционном кредитовании в 2011 г.
Активно развивается кредитование субъектов хозяйствования в виде предоставления овердрафта с использованием карт-счетов (ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Приорбанк», «Паритетбанк» ОАО, ЗАО «Банк ВТБ», ОАО «Белгазпромбанк» и др.). Также банками продолжается работа по внедрению программного обеспечения по централизации базы данных клиентов, что позволяет расширять каналы сбыта банковских услуг и продуктов [10].
В Республике Беларусь коммерческие банки уделяю большое внимание обслуживания клиентов: банки постоянно проводят мероприятия по совершенствованию форм и методов обслуживания клиентов. Для достижения максимального удобства для клиентов, банки изменяют графики работы своих подразделений, организовывая обслуживание клиентов в продленном режиме.
Для регулирования потока клиентов и избежания очередей во многих банках внедряется система «Электронная очередь», которая позволяет контролировать поток посетителей, регулировать нагрузку работников банка, а также активно увеличивают количество сотрудников кредитных отделов.
Во многих банках созданы и действуют Call-центры, специализирующиеся на обслуживании клиентов по телефону. По информации банков, центры укомплектованы подготовленными высококвалифицированными операторами банка, которые предоставляют клиенту необходимую информацию по различным вопросам банковского обслуживания: справочную информацию, консультации по оформлению всех видов кредитов, информацию по порядку кредитования и др.
Также в банках налажена централизованная информационно-справочная деятельность банка с использованием корпоративного веб-сайта, посредством которого размещаются ответы на поступившие по электронной почте вопросы. Для удобства клиентов на веб-сайте банка размещены калькуляторы, которые позволяют рассчитать сумму кредита в зависимости от уровня среднемесячного дохода, размещены образцы, бланки всех необходимых документов для предоставления в банк и другая необходимая информация по осуществлению кредитованных операций.
Банками осуществляется комплекс мероприятий по улучшению качества информационного обеспечения клиентов. Реклама банковских продуктов размещается в республиканских и региональных печатных изданиях, на Интернет-порталах, транслируется на радиостанциях и телевизионных каналах. Многочисленными тиражами издаются и распространяются рекламно-информационные буклеты, брошюры и листовки, электронные CD-презентации по кредитованию.
Повысилась активность использования современных информационно-справочных форм и методов донесения информации до клиентов (звуковые объявления в транспорте и информационных службах рынков города, размещение модулей в плакат-газетах на транспорте, в сети плазменных телевизоров (экранов) на станциях Минского метрополитена и т.п.
Банками систематически изучается потребность в банковских продуктах, удовлетворенность уровнем и культурой обслуживания посредством периодического анкетирования, рассмотрения обращений клиентов, организации работы подразделений с жалобами клиентов, а также проведения конкурсов на звание лучшего работника.
Таким образом, кредитование является чрезвычайно востребованной и массово продаваемой услугой на рынке белорусских банковских продуктов. Значительной частью банков кредитование субъектов хозяйствования определено в качестве приоритетного направления в области активных банковских операций. В целом в Республике Беларусь наблюдается активное наращивание темпов роста объемов кредитования.
С целью более подробного изучения процесса кредитования далее рассмотрим методы кредитования банками субъектов хозяйствования и используемые при этом методики определения кредитоспособности заемщика.
Рекомендуем также почитать:
Методология анализа прибыли коммерческого банка
Прибыль представляет из себя объективный показатель, характеризующий состояние банка на каждом этапе его развития. Получение прибыли является основной целью предпринимательской деятельности, которая свидетельствует не только о финансовом потенциале банка, а также позволяет оценить его конкурентосп ...
Эмиссия наличных денег и организация денежного обращения
В соответствии с возложенными на него полномочиями ЦБ выполняет следующие функции:
1) прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет.
2) Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций.
3) Установление признаков пла ...
Операции осуществляемые кассой пересчета
Касса пересчёта - оформляет оприходованные накануне вечером вечерней кассой поступления средств от инкассаторов в виде опечатанных сумок с препроводительными документами. Пересчёт денег из сумок производиться кассирами в присутствии контролирующего работника. Пересчёт денежной наличности, поступив ...