Определение платежной системы банковских карт может быть дано на основе раскрытия функционально-экономической сущности взаимоотношений, поскольку основными элементами являются: банк-эмитент, банк-эквайрер, платежный инструмент (банковская карта), а в качестве отношений внутри системы выступают отношения по платежам и урегулированию взаимных обязательств и требований между участниками, основанных на нормативно-правовом обеспечении, регулирующем безналичные расчеты. Структуру платежных систем можно представить в виде следующих компонентов:
1. Оптовые платежные системы: платежная система Банка России; платежные системы коммерческих банков; платежные системы небанковских кредитных организаций и система межбанковских телекоммуникаций (SWIFT).
2. Розничные платежные системы: платежные системы банковских карт; системы банковских денежных переводов (Western Union, Contact, Anelik, и др.); системы электронных денег (Яндекс.Деньги, WebMoney, CyberPlat и др.); системы приема коммунальных платежей и иных платежей.
В общей структуре платежных систем, действующих в России, платежные системы банковских карт относятся к розничным и занимают ведущее место в сегменте розничных платежных инструментов[1].
Классификация платежных систем банковских карт, действующих в России и используемых банками для ведения розничного бизнеса по ряду существенных критериев: по национальной принадлежности, по типу авторизации, по количеству эмитентов, по количеству участников и степени распространения приводится на рис.1.
Изучение процесса развития зарубежных и российских платежных систем банковских карт позволило автору разработать периодизацию, с точки зрения эволюции банковской карты как безналичного платежного инструмента и с точки зрения степени доминирования отечественной или международной системы анализируемого объекта.
В России платежные системы банковских карт имеют следующие особенности функционирования:
· в отличие от многих других стран, где платежные системы банковских карт пришли в качестве замены чековым платежам в России они начали развиваться, что называется с нуля;
· стремительное развитие с момента появления на рынке банковских услуг до превращения в одно из стратегических направлений развития банковского бизнеса;
· преобладание на рынке розничных платежных услуг банковских карт международных платежных систем;
· использование современных технологических решений при создании и построении национальных платежных систем банковских карт;
· динамичное развитие рынка банковских карт.
Специальные автоматизированные системы позволяют обеспечить обработку любой информации и проведение сложного финансового анализа. Электронные коммуникационные системы постепенно стали входить в практику отечественных банков. Изменяющиеся условия нашей жизни приводят к новым требованиям, предъявляемым банкам со стороны клиентов, одним из которых является скорость проведения расчетов. Примером такой услуги может служить перевод денег перевод денег с использованием системы «Маниграмма», позволяющей осуществлять переводы в 26 тысяч городов стран мира за 15 минут. Этот прогрессивный, быстрый и надежный вид услуги по переводу денежных средств целесообразно взять на вооружение отечественным коммерческим банкам в проведении инновационной маркетинговой работы.
В последние годы ожидания и предпочтения клиентов претерпели значительные изменения. Наиболее значимыми являются: надежность банка, скорость реализации услуг, решение банком проблем клиента, непрерывный доступ к банковским услугам. Для удовлетворения таких требований региональные банки должны «приблизить» к клиенту свои услуги. Достичь этого можно с помощью использования электронных каналов предоставления банковских услуг.
По характеру взаимодействия между банком и клиентом можно выделить следующие типы каналов:
1. филиальная сеть (филиалы, отделения, агентства, обменные пункты), предполагающая обязательное присутствие сотрудников банка при взаимодействии с клиентом;
Рекомендуем также почитать:
Главные составляющие банковской системы
Элементы банковской системы образуют единство, выражают при этом специфику целого и выступают носителями его свойств.
Элементами банковской системы являются банки, некоторые специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополните ...
Анализ доходности системы обслуживания пластиковыми картами
Система управления организацией банковского обслуживания пластиковыми картами в Кировском ОСБ № 6991/0207, представленная на рисунке 9, позволяет проследить динамику развития системы обслуживания клиентов банка пластиковыми картами и с помощью мобильного банка в безналичных платежах.
По итогам дн ...
Экономические основы страхования жизни
При заключении контракта по страхованию жизни и определении страховой суммы, необходимо помнить, что экономическая ценность человека как производителя дохода имеет тенденцию к уменьшению с течением некоторого времени. И, несмотря на то, что его или ее доходы, могут продолжать расти, время, в течен ...