В период с 2001 по 2007 г. эмиссия международных и российских карточек возросла с 10,6 млн. до 96,3 млн. штук, или более чем в 9 раз (Рис. 2.1).
Рис.2.1. Объёмы эмиссии пластиковых карт с 2002 по 2007год, млн. штук[27]
За тот же период оборот по карточкам (без пересчета на темпы роста инфляции) увеличился с 416,1 млрд. руб. до 4 433,7 млрд. руб., или в 10,7 раза.
Заметными темпами развивался карточный бизнес в регионах страны: число регионов, банки которых выпустили 1 млн. и более карточек, в рассматриваемый период выросло с трех до четырнадцати. В некоторых российских регионах уровень рыночного проникновения карточек приблизился к показателям, типичным для экономически развитых стран Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.
На российском рынке появились новые типы карточек - с кредитной функциональностью; расширился набор функций, выполняемых банковскими карточками ("социальная карта", "транспортная карта", оплата покупок в Интернете, погашение текущей задолженности по потребительским кредитам в банкоматах и др.). Развивалась инфраструктура обслуживания карточек (сети банкоматов и торгово-сервисных точек) и институциональная инфраструктура (кредитные бюро и коллекторские компании), что является необходимым атрибутом развитого карточного рынка.
Вместе с тем по состоянию на середину 2007 г. российский рынок сохранил многие черты, характерные для его начального периода развития.
По-прежнему подавляющая часть российского карточного бизнеса осуществляется в рамках зарплатной модели. Более 90% всех карточек, эмитированных российскими банками, являются дебетовыми продуктами с непосредственным дебетованием счета. Основная масса российских держателей уверенно использует их для ежемесячного похода до ближайшего банкомата или отделения банка и снятия полученной зарплаты. Средний российский держатель совершает одну-две транзакции в месяц, и этот показатель остается практически неизменным с начала века[28].
Соответственно, беспрецедентно низкой остается доля платежных транзакций в общем карточном обороте. В период с 2001 г. по середину 2005 г. этот показатель увеличился более чем в 2 раза - с 7% до более чем 15%, однако затем начал стремительно падать, завершив 2007 г. на отметке 9%.
Отсюда можно сделать два следующих вывода.
Во-первых, увеличение эмиссии российскими банками карточек с кредитной функциональностью, основной сферой применения которых является оплата товаров и услуг, пока к положительному эффекту не привело.
Во-вторых, какого-то видимого изменения в поведенческих паттернах российских держателей также пока не случилось. Во многом такая ситуация является следствием того, что наиболее активные игроки в сегменте потребительского кредитования используют карточки с кредитной функциональностью фактически не по назначению - в качестве "одноразового" инструмента для погашения текущей задолженности за купленный в кредит товар, для совершения операции по переводу средств, как "бесплатное приложение" к совершенной крупной покупке.
Сохраняется и географическая диспропорциональность в развитии российского карточного рынка. Более половины карточного бизнеса страны сосредоточено в трех крупнейших регионах, почти две трети - в пяти крупнейших регионах, 75% - в 14 российских регионах. Причем региональное развитие рынка ограничивается главным образом городами и областями, где сосредоточены добыча и переработка основных сырьевых ресурсов. Очевидно, что уровень развития карточного бизнеса в том или ином регионе является зеркальным отражением уровня его экономического благополучия, т. е. доходов компаний, организаций и физических лиц в этом регионе[29]. Однако, концентрация на рынке пластиковых карт больше чем на других, на 100 крупнейших игроков приходится 94% рынка (Таблица 2.1). Причем до прошлого года она увеличивалась, а теперь стала уменьшаться, из-за выхода на рынок новых игроков, прежде всего из регионов.
Рекомендуем также почитать:
Ипотечный кредит как особая форма кредитования
Ипотечные банки предоставляют долгосрочные кредиты, которые обеспечиваются внесением записи ипотек, или ипотечных долгов, на землевладение, под которое выдается ссуда. Если ипотечные банки используют для гарантии ссуд только ипотечные долги, в деловом общении остаются понятия "ипотечный банк” ...
Увеличение доли жилищного кредитования
В современных условиях существует большое предложение на рынке недвижимости. Однако у большинства населения нет таких средств, чтобы приобрести квартиру или построить жилой дом. Особенно актуальна эта проблема среди молодежи
В связи с этим был разработан новый порядок жилищного кредитования – &qu ...
Скорость обращения денег
Понятие "доходная скорость обращения денег" было впервые объяснено И. Фишером в 20-х годах XX века. Он считал, что скорость обращения денег имеет прямое отношение к валовому национальному продукту; ВНП является результатом роста денежной массы и зависит от скорости обращения денег.
Под ...