Оценка основных тенденций развития российского рынка банковских пластиковых карт
Страница 4

Материалы » Эффективность использования пластиковых карт в банковской системе РФ » Оценка основных тенденций развития российского рынка банковских пластиковых карт

Тенденция к сокращению доли эмиссии коммерческих продуктов, характерная для российского рынка, противоречит общемировой тенденции: на развитых карточных рынках доля коммерческих карточек, наоборот, растет, равно как и общее значение коммерческих продуктов для банковского карточного бизнеса.

В целом, низкая доля коммерческих продуктов на отечественном карточном рынке явно не способствует увеличению его масштабов, поскольку, как известно из мировой практики, средние размеры транзакции по коммерческим карточкам намного выше, чем по карточкам для физических лиц. Кроме того, коммерческие карточки, как правило, используются для платежных транзакций, а не для снятия наличных, поэтому увеличение выпуска таких карточек должно способствовать росту карточного рынка в целом и повышению доходов его участников.

Как свидетельствует статистика, в 2008 г. продолжилась тенденция к географической диверсификации карточного бизнеса в России. Этот вывод можно подкрепить следующим фактом. Если по итогам 2004 г. в России было всего четыре региона, банки которых эмитировали более 1 млн. карточек, то к концу 2005 г. таких регионов было уже девять, а к концу 2008 г. - 14. Однако в целом географическая структура российского карточного рынка свидетельствует о высокой концентрации эмиссии и использования карточек в очень небольшом числе регионов, прежде всего в Московском (Москва и Московская область). В 2005 г. в этом регионе было эмитировано 22,62 млн. банковских карточек, или 41,37% общей эмиссии; в 2006 г. эти показатели составили соответственно 31,64 млн. карточек и 42,32%. По этому показателю Московский регион во много раз опережал своего ближайшего "конкурента" - Санкт-Петербург и Ленинградскую область, где по состоянию на конец 2006 г. банки выпустили 4,82 млн. карточек. Банки занимающей третье место по размеру эмиссии Тюменской области выпустили в 2008 г. 2,68 млн. карточек. На долю этих трех ведущих регионов по итогам 2008 г. приходилось 52,35% общей эмиссии банковских карточек в России[37].

Считается, что до 90% всех эмитированных карточек в России выдаются работникам предприятий, компаний и организаций с тем, чтобы держатели имели возможность доступа к своим банковским счетам в дни получения заработной платы. Если эти данные соответствуют действительности, то это фактически означает, что подавляющее большинство эмитированных карточек в России продолжает оставаться дебетовыми продуктами с непосредственным дебетованием счета. (Карточки с кредитной функциональностью выпускаются для физических лиц на основании индивидуальных кредитных договоров.) Следовательно, максимальный размер кредитного сегмента по состоянию на конец 2006 г. не мог превышать 7,47 млн. карточек. Однако и эта оценка, очевидно, является завышенной, поскольку и для клиентов "с улицы" банки выпускают не только кредитные, но и обычные дебетовые карточки с непосредственным дебетованием счета.

Особенности эмиссии банковских карточек во многом определяют и характерные черты их использования. За исключением одного показателя, все ключевые индикаторы использования российских банковских карточек в 2008 г. показали положительную динамику (см. табл. 2.2). Увеличились как абсолютные, так и относительные (т. е. в расчете на 1 карточку) показатели количества транзакций, суммарного оборота и абсолютной суммы платежных транзакций за год. По сравнению с 2005 г. сократилась лишь и без того низкая доля платежных транзакций в общем обороте.

Если бы не последний из упомянутых показателей, то характер развития российского карточного рынка в 2008 г. можно было бы отнести к интенсивному, а не к экстенсивному типу. При интенсивном типе развития темпы прироста показателей использования карточек должны превышать ежегодные приросты объемов эмиссии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также почитать:

Структура Бурятского ОСБ
Сбербанк России –это универсальный коммерческий банк, который предлагает своим клиентам широкий спектр качественных банковских услуг. Банк обслуживает свыше 234 млн. счетов физических лиц и около 1,5 млн. счетов юридических лиц. Ориентируясь на многообразие клиентской базы, Сбербанк России осущест ...

Механизм кредитной сделки
Механизм кредитования включает ряд элементов: кредитную политику кредитора, виды, объекты банковских кредитов и способы предоставления кредита заемщику, порядок возврата кредита и уплаты процента, контроль за протеканием кредитного процесса. Механизм кредитования учитывает особенности воспроизвод ...

Эмиссия наличных денег и организация денежного обращения
В соответствии с возложенными на него полномочиями ЦБ выполняет следующие функции: 1) прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет. 2) Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций. 3) Установление признаков пла ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru