Что касается стран СНГ (кроме Республики Беларусь), то на их территории в настоящее время проводятся попытки создания законодательных основ зашиты вкладчиков. Вместе с тем проблема гарантирования возврата вкладов граждан имеет для всех стран СНГ первостепенное значение. Возможно, в рамках СНГ в целях формирования единых принципов построения системы гарантирования, в первую очередь, оправдано было бы разработать и принять модельный Закон «О гарантировании вкладов физических лиц», чтобы в последующем использовать положения данного закона в национальном законодательстве
В РФ в сфере гарантирования возврата денежных средств физических лиц в 1995 году была предпринята попытка принятия Закона «Об обязательном страховании банковских вкладов граждан», однако проект не был одобрен Советом Федерации. Одной из причин, по которой проект закона не был поддержан, являлось закрепление в нем возможности выделения бюджетных средств на поддержание Федерального фонда страхования вкладов, создание которого предусматривалось проектом. Коммерческие банки также не поддержали проект, поскольку посчитали, что чрезмерное влияния государства на деятельность фонда может привести к созданию еще одной бюрократической структуры. Ставки обязательных взносов фондов, по их мнению, были чрезмерно завышены. Кроме того, определенные проблемы были вызваны необходимостью финансирования фонда на пути его создания и функционирования государством, в том числе за счет бюджетных средств.
Понимание необходимости решения проблемы защиты банковских вкладов граждан РФ и восстановление доверия к региональным коммерческим банкам послужило основанием для принятия в 1997 году совместного решения Администрации Санкт-Петербурга, Ассоциации коммерческих банков Санкт-Петербурга и ряда коммерческих банков города, регламентирующего порядок создания некоммерческой организации «Санкт-Петербургский фонд обеспечения сохранности вкладов населения в коммерческих банках».
На первоначальном этапе деятельности Фонда особенно актуальной является защита наиболее социально незащищенных категорий граждан: пенсионеров – жителей города, имеющих депозиты в коммерческих банках.
В Бельгии построение системы защиты вкладчиков началась в 20-х годах прошлого столетия. Для оказания помощи банкам, испытывающим финансовые трудности, 1935 году был учрежден Институт переучета и гарантий. Всем действующим в то время в Бельгии банкам было предложено стать акционерами этого института и принять участие в формировании его фондов. Институтом переучета и гарантий совместно с кредитными учреждениями в январе 1985 года было принято соглашение, согласно которому создавались две системы страхования депозитов: Коммерческими банками и частными сберегательными институтами. Соглашение 1985 года гарантировало вкладчикам возмещение только депозитов и облигаций. Возмещались исключительно депозиты, размещенных в бельгийских франках; максимальная сумма компенсации в расчете на одного вкладчика составляла 50 000 ВЕР. Не возмещались суммы депозитов, компенсация по которым гарантировалось соответствующей системой гарантирования иностранного государства.
Начиная с 1995 года, в Бельгии была введена новая система страхования банковских депозитов. Схема страхования отличается от предыдущей тем, что, во-первых участие кредитных учреждений в этой системе становится обязательным; во-вторых, создается единый Фонд страхования депозитов для всех кредитных учреждений; в-третьих, взносы в единый Фонд страхования депозитов переводятся кредитными учреждениями непосредственно в денежной форме; в-четвертых, значительно расширен круг обстоятельств, при которых вкладчики получают право на возврат (возмещение) депозитов. Бельгийский акт банковского законодательства то 23 декабря 1994 года предусматривает также гарантию государства в размере 3 млрд. ВЕР при участии Института, когда возникают трудности у определенного государственного кредитного учреждения. Размер этой гарантии будет последовательно сокращаться по мере того, как государственные кредитные учреждения будут интегрироваться в новую систему страхования депозитов. Со стороны Института осуществляется кредитная поддержка отдельных банков, испытывающих временные финансовые трудности.
Рекомендуем также почитать:
Этапы кредитного портфеля
Для получения ипотечного кредита для заёмщика определенны следующие этапы:
Этап 1) Выбор банка кредитора, который даст кредит. Для этого нужно сравнит условия предоставления ипотечных кредитов в различных банках.
Чтобы получить ипотечный кредит (в рублях или в валюте), нужно иметь деньги на перв ...
Платежные
системы как материальная основа операций с пластиковыми картами
В настоящее время более 200 стран мира используют пластиковые карты в платежном обороте, что позволяет сделать вывод о том, что пластиковые карты являются важнейшим элементом так называемой «технологической революции» в банковском деле. Именно пластиковые карты в ряде случаев выступают ключевым эл ...
Цели и принципы денежно-кредитной политики
Банк России проводит денежно-кредитную политику исходя из необходимости создания благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валюты являются основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, ...