Мировая практика показывает, что во многих странах, имеющих систему страхования депозитов, предусматривается возможность установления верхного предела резерва, по достижении которого выплата взносов банками-участниками может быть временно прекращенна. В то же время какой-либо специальной методологии по оценке данного предела не сушествует. Так, в разных странах он колеблется от 0 до 20% от застрахованных вкладов, в США, например, максимальный уровень резервных фондов составляет 1,25% от застрахованных депозитов и в настоящее время менее 5% банков-участников системы, несущих наибольший риск производят страховые отчисления в резерв фонда страхования.
Обоснование предельной суммы гарантирования на одного вкладчика вызывает неизменный интерес у клиентов банков. На начальных этапах формирования системы страхования депозитов МВФ рекомендует испоьзовать в качестве ориентира двойной доход на душу населения для определения уровня покрытия по вкладам. Лимит покрытия должен позволять охватывть максимально большое количество счетов, составляющих, однако минимальную долю в суммарном обьеме депозитов. Системы страхования депозитов охватывают обычно до 90% общего количетва вкладов, составляюших около 40% общей суммы вкладов в банковской системе.
Системы гарантирования, действующие в различных странах, дифференцируются по сфере охвата объектов страхования, которая может быть полной и ограниченной. Так, в США Американской корпорацией страхования депозитов (FDIC) застрахованы все вклады банков.
Проблема устойчивости банков и их способности возвращать вклады возникли на самых ранних стадиях развития банковского дела. Попытки создания формальных систем страхования с участием властей были предприняты в США на уровне отдельных штатов в 1829 году. До 1917 года такие нововведения были испробованы в 14 штатах. Однако по различным причинам все эти попытки успеха не имели. До начала двадцатого века в экономической жизни Америки отмечался быстрый рост предпринимательства и регулярное финансовое и денежные кризисы. 1907 и 1908 годах возникла сильная финансовая паника, вызванной денежным кризисом на финансовом рынке. После этого Конгресс начал разработку механизма контроля за денежным эмиссией и исключение резких изменений процентных ставок по вкладам. 23 декабря 1913 года Конгресс принял закон по федеральной резервной системе, которой в частности предусматривал:
- созданий Федеральной резервной системы и резервных окружных систем;
- право Федеральной системы проводить ревизий резервных банков, являющихся ее членами, и требовать отчеты о их финансовом состоянии.
Долгое время Закон оставался основополагающим документом федерального правительственного регулирования денежного обращения и банковской деятельности, а в 1933 году Конгресс принял Закон О банковской деятельности. Он предусматривал создания Федеральной корпорации страхования депозитов и закреплял обязательные участие для федеральных банков, и добровольные для банков, зарегистрированных штатами.
При создании ФКСД был сформирован первоначальный ее фонд 150 млн. долл. За счет взноса федерального правительства и акционеров. ФКСД осуществляла свою деятельность как страхователь, а также осуществляла регулятивные контрольные функции. В США с самого начала осуществления государственных мер по защите вкладчиков был принят термин «страхование» (insurance), поскольку введенная с соответствии законом система имела многие формальные элементы, перенесенные страховой сферы : формирование страхового фонда, определение страхового случая и др. В 1950 году был принят существенно переработанные Федеральный Закон О страховании депозитов, который включил в себе действующие ранее законодательства, регулирующее деятельность ФКСД.
К банкам, имеющим права на страхования депозитов или обязанным страховаться, относятся:
· Все национальные банки с застрахованными депозитами.
· Все банки штатов являющиеся членами ФРС с застрахованными депозитами.
· Все банки штатов и национальные банки не являющейся членами ФРС, могут стать банками с застрахованными депозитами, подав заявку об этом в ФКСД и при условии удовлетворения предусмотренных законом требований.
Рекомендуем также почитать:
Современные подходы к управлению кредитным портфелем коммерческого банка
Оценка современных концепций управления кредитным портфелем в национальной и зарубежной практике и теории разнопланова. За рубежом кредитные портфели коммерческих банков формировались десятилетия и наработан огромный опыт в данной области финансовых отношений коммерческого банка и его заемщиков. Р ...
Анализ потребительского кредита на неотложные нужды
В марте 2006года ЗАО «Банк Русский Стандарт» решил выдавать потребительские кредиты на неотложные нужды (кредит наличными). Таким образом, один из лидеров потребительского кредитования в России решил обострить конкуренцию на рынке нецелевого кредитования наличными. Это была естественная эволюция б ...
Производсвенные функции предприятия
Функция производства отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение постав ...