В качестве льгот вкладчикам можно рекомендовать следующее:
· Установление более низких процентов по ссудам для заёмщиков, имеющих большие суммы на депозитных счетах;
· Снижение платы за услуги, оказываемые тем вкладчикам, которые хранят в банке относительно крупные суммы денег (в США ряд банков даже совсем отказались от взимания платы за свои услуги, чтобы привлечь вкладчиков) и т.д.;
Ресурсная база, как микроэкономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а следовательно и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке ссудных и депозитных ресурсов. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками за привлечение ресурсов.
Формирование ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное управление пассивами предполагает осуществление грамотной депозитной политики. Специфика этой области деятельности в том, что в части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщикам.
При выдаче ссуды банк, а не клиент, решает вопрос о передаче денег заемщику, то есть имеет значительную возможность маневра денежными ресурсами. При привлечении денежных средств право выбора остается за клиентом, а банк вынужден вести нередко жесткую конкуренцию за вкладчика, потерять которого довольно легко. Безусловно, хорошие заемщики тоже представляют собой большую ценность и формирование их широкого круга - одна из важнейших задач банка. Но первичным все же является привлечение, а не размещение ресурсов.
Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость от них банка очень высока. Поэтому банкам нужна грамотная депозитная политика, в основу которой ставится поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным ставкам.
Особое внимание следует уделить привлечению средств физических лиц, которые по оценкам некоторых специалистов составляют 10 - 12 млрд. долларов. Чтобы активизировать привлечение сбережений населения в активный хозяйственный оборот необходимо:
- внедрять новые виды банковских вкладов, удобных для граждан;
- активнее привлекать средства граждан Казахстана в иностранной валюте (некоторое увеличение объемов привлеченных валютных вкладов произошло после появления анонимных валютных счетов); отечественным финансово - кредитным учреждениям целесообразно открывать счета для иностранных граждан;
-расширить спектр дополнительных услуг, которые предоставляются банками частным лицам; приоритетными здесь должны стать предоставление трастовых услуг населению, к которым относятся различные операции с ценными бумагами, предоставление консультаций, аренда сейфов, оплата счетов доверителя.
Вкладчики должны быть убеждены в безопасности своих сбережений. Для этого следует разработать и принять Закон о банкротстве и ликвидации банка, создать систему страхования депозитов, оформление операций путем финансовых обязательств, которые имеют реальную юридическую силу, и, наконец, действующую систему рассмотрения и удовлетворения исков в суд.
Ресурсная база банка имеет важнейшее значение и является основополагающим фактором успешной его деятельности, так как формирование ресурсов и предоставление кредитов находятся в тесной взаимосвязи.
Коммерческие банки в условиях конкурентной борьбы на рынке кредитных ресурсов должны постоянно заботиться как о количественном, так и о качественном улучшении своих депозитов. Они используют для этого разные методы. При этом все банки соблюдают несколько основополагающих принципов организации депозитных операций. Они заключаются в следующем:
- депозитные операции должны содействовать получению прибыли или создавать условия для получения прибыли в будущем;
Рекомендуем также почитать:
Организация сбыта банковских продуктов
К способам, обеспечивающим продажу банковских услуг, относятся все виды рекламы (особенно реклама продукта), отслеживание «критических точек» у потенциальных покупателей, правильный выбор типа банковской организации, система стимулирования работников банка в продаже наибольшего количества услуг, в ...
Функции и виды расчетно-кассового обслуживания в
современных коммерческих банках
Основные функции расчетно-кассовых операций заключаются в следующем:
- организации работы по обслуживанию счетов клиентов различных правовых категорий с обеспечением должного уровня сервиса, конфиденциальности, срочности и законности;
- организации безналичных расчетов и налично-денежного обраще ...
Проблемы и перспективы развитие страхования в
России
Для оценки современного состояния и определения перспектив развития страхования в России проанализируем динамику страхового рынка за последние годы. В таблице 1 приведены обобщённые показатели деятельности страховых организаций по всем видам страхования в России за 2006 – 2009 гг.
Таблица 1 - Дин ...