- коэффициент маневренности собственных средств, т.е. отношение собственных оборотных средств. Он показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Высокие значения этого коэффициента положительно характеризуют финансовое состояние, однако каких-либо устоявшихся в практике нормальных значений показателя не существует;
- коэффициент автономии, равный доле источников собственных средств в общем итоге баланса. Нормальное минимальное значение показателя оценивается на уровне 0,5. Это означает, что сумма обязательств предприятия равна сумме собственных средств. Рост коэффициента свидетельствует об увеличении финансовой независимости, снижении риска финансовых затруднений в будущих периодах. Такая тенденция повышает гарантированность предприятиям своих обязательств;
- коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств, равный отношению суммы долгосрочных кредитов и займов ко всей сумме источников собственных средств предприятия и долгосрочных кредитов и займов.
Нетрудно заметить, что некоторые коэффициенты либо дублируют друг друга, либо противоречат друг другу, либо в настоящих условиях не имеют практического значения. Для характеристики финансовой устойчивости многие из перечисленных коэффициентов, а именно коэффициент маневренности собственных средств и оценки постоянного актива, находятся в функциональной зависимости и при сложении, как правило, дают единицу. Рост одного из них приводит к снижению другого. Кроме того, оценивать финансовую устойчивость по каждому из рассматриваемых двух коэффициентов нецелесообразно, т.к. их уровень зависит от структуры имущества и специфики деятельности предприятия, а рост (снижение) необязательно означает повышение (снижение) финансовой устойчивости.
Коэффициент автономии предприятия оценивает финансовую устойчивость с той же стороны, что и коэффициент соотношения заемных и собственных средств, т.е. повторяет последний. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств практически не работает, т.к. долгосрочные кредиты и займы у предприятий, как правило, отсутствуют; тем более предприятия едва ли могут выбирать между долгосрочными и краткосрочными кредитами и привлекать кредиты в наиболее целесообразных для себя формах.
Таким образом, изучение кредитоспособности клиента является одним из наиболее важных методов снижения кредитного риска и успешной реализации кредитной политики, поскольку позволяет избежать необоснованного риска еще на этапе рассмотрения заявки на предоставление кредита. Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора.
Рекомендуем также почитать:
Анализ финансовой устойчивости
Комплексную оценку финансовой устойчивости предприятия необходимо начать с анализа абсолютных показателей финансовой устойчивости. Это обусловлено тем, что в процессе деятельности на предприятии идет постоянное формирование товарно-материальных ценностей. Для этого предприятие использует наряду с ...
Экономическая сущность и элементы потребительского
кредитования
Потребительскими ссудами в нашей стране называют ссуды, предоставляемые населению. При этом потребительский характер ссуд определяется целью (объектом кредитования) предоставления ссуды.
В Казахстане потребительским судам относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на пр ...
Формы валютного клиринга
Эти формы разнообразны и могут быть классифицированы по следующим основным признакам:
• в зависимости от числа стран-участниц различаются односторонние, двухсторонние, многосторонние и международные клиринги. Односторонний клиринг нежизнеспособен.
Об этом свидетельствует опыт Италии, которая вве ...