Объектом страхования коммерческих рисков выступает коммерческая деятельность страхователя, предусматривающая инвестирование денежных и других ресурсов в какой-либо вид производства работ или услуг и получение от этих вложений через определенный срок дохода.
Значение данного вида страхования очень велико: стремление, предпринимателей заручиться защитой на случай возможных потерь в своей начинающейся деятельности вполне естественно. Вместе с тем это один из самых сложных видов страхования — как на стадии заключения договора, так и в течение всего периода его действия.
Определение объема ответственности. Ответственность страховой организации по страхованию коммерческих рисков заключается в возмещении страхователю потерь, возникших вследствие неблагоприятного непредсказуемого изменения конъюнктуры рынка и ухудшения других условий осуществления коммерческой деятельности.
Страховую сумму как предел ответственности определяют по заявлению страхователя, но, конечно, с согласия страховой организации. Возможны два варианта установления страховой суммы:
1. в пределах капитальных вложений страхователя в страхуемые
2. операции;
3. в объеме капитальных затрат и определенной (нормативной)
4. прибыли, которую должны принести эти затраты.
Назначение страхования коммерческих рисков состоит в том, чтобы возместить страхователю возможные потери, если через определенный период застрахованные операции не дадут предусмотренной окупаемости. Страховое возмещение определяют как разницу между страховой суммой и фактическими финансовыми результатами от застрахованной коммерческой деятельности.
В зависимости от подхода к установлению страховой суммы меняется содержание страхования: если возмещают затраты страхователя, имеет место страхование инвестиций; при возмещении затрат страхователя и нормативной прибыли налицо страхование дохода (прибыли).
Установление срока действия договора страхования.
Поскольку цель страхования заключается в защите от возможных потерь инвестиционных вложений, срок действия договора страхования обусловлен сроком окупаемости капитальных затрат. Общие нормативные сроки окупаемости существенно различаются в соответствии с деятельностью, размером предприятия (а следовательно, и сроком его создания), организацией его деятельности, местом расположения и другими факторами. Поэтому сроки договоров, видимо, неизбежно предстоит индивидуализировать, хотя целесообразна некоторая их стандартизация (по крайней мере, на первых порах проведения данного страхования).
Следует подчеркнуть, что при определении срока действия договора интересы страховщика и страхователя здесь проявляются иначе, чем в других видах имущественного страхования.
Страхователь, стремясь к быстрейшей окупаемости своей деятельности, объективно заинтересован в сокращении срока страхования. Для страховой организации короткий срок действия договора повышает риск неоправданной выплаты возмещения, увеличение же срока делает окупаемость более реальной, а, следовательно, снижает вероятность возникновения подлежащих возмещению убытков, хотя могут действовать и иные факторы.
Особенность рассматриваемого страхования состоит и в том, что выплата суммы страхования производится в основном по окончании срока страхования, когда выявляются окончательные результаты застрахованных коммерческих операций. По другим же видам страхования необходимость компенсации потерь может возникнуть в любой момент действия договора страхования. Определенность срока возможных выплат при страховании коммерческих рисков позволяет планомерно использовать поступившие взносы, создает условия для создания резервов к этому сроку.
Поэтому при согласовании срока действия договора страхования следует исходить из научно обоснованных рекомендаций, анализа отечественной и зарубежной практики окупаемости инвестиций в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности.
Рекомендуем также почитать:
Операции банков второго уровня по привлечению средств
К пассивным операциям, прежде всего, относятся депозитные операции.
Депозитными называются операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады, либо на определенные сроки, либо до востребования. На долю депозитных операций обычно приходится основная часть их пас ...
Кредитование и его функции для предприятий малого и среднего бизнеса
Проблема развития и создания малых предприятий имеет особое значение для национальной экономики. Известно, что во многих развитых странах эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового национального продукта. Привлекательными для России ...
Выводы
Банковский маркетинг представляет собой вид деятельности банка, концепцию и функцию управления, а также особую философию мышления банковского служащего, которые ориентированы на рынок банковских услуг.
По способу общения с клиентурой банковский маркетинг делится на активный и пассивный.
Маркетин ...