Не реже чем один раз в квартал банки формируют отчетность №102 "Отчет о прибылях и убытках", где очень подробно расшифровываются все доходы и расходы банка, которые сгруппированы по подразделам, что делает эту форму аналитической. Центральное место в анализе финансовых результатов коммерческих банков принадлежит изучению объема и качества получаемых ими доходов, поскольку, они являются главным фактором формирования прибыли. К числу приоритетных задач анализа доходов банка следует отнести:
- определение и оценка объема и структуры доходов;
- изучение динамики доходных составляющих;
- выявление направление деятельности и видов операций, приносящих наибольший доход;
- оценка уровня доходов, приходящихся на единицу активов;
- установление факторов, влияющих на общую величину доходов и расходов, полученных от отдельных видов операций;
- выявление резервов увеличения доходов.
Показателями, анализирующими качество доходов банка являются:
1. ,
где СД – совокупные доходы банка, СА- совокупные активы банка.
Коэффициент характеризует сумму доходов, приходящихся на 1 руб. средних остатков по активам, и указывает, насколько эффективно осуществляются активные операции.
2. ,
где ОД – операционные доходы банка, СА- совокупные активы банка.
Характеризует сумму операционных доходов приходящихся на 1 руб. средних остатков по активам. Увеличение показателя в динамике является положительным моментом в деятельности банка, т.к. свидетельствует либо об увеличении доли операций, относящихся к основному виду деятельности, либо об увеличении цены на эти операции.
Анализ расходов банка осуществляется аналогично доходам, и начинается с исследования структуры расходов по экономическому содержанию – операционные и не операционные расходы. Следует отметить, что к операционным расходам банка относят все процентные расходы и часть непроцентных.
К операционным расходам банка относят:
- процентные расходы по привлеченным кредитам, вкладам и депозитам;
- по операциям с ценными бумагами;
- расходы по обеспечению функциональной деятельности банка – содержание административно – управленческого аппарата, хозяйственные расходы, амортизационные отчисления, затраты на ремонт, восстановление и модернизацию основных фондов, услуги связи, охраны, рекламу и маркетинг, налоги (за исключением налога на прибыль).
К не операционным расходам все прочие.
Операционные расходы банка легче, чем другие виды, поддаются контролю и анализу, поскольку значительная их часть (например, административно – хозяйственные расходы) являются относительно постоянными и вполне прогнозируемыми.
Особое внимание заслуживает анализ таких групп статей, как расходы, связанные с обеспечением функционирования банка (административно-хозяйственные). При анализе расходов на функционирование банка следует учитывать, что доля этих расходов в сумме доходов банка не должна превышать 60%. Если политика управления банковской деятельностью осуществляется эффективно, то этот показатель снижается примерно до уровня 55%. Однако снижать данный коэффициент до уровня 50% и ниже опасно, т.к. значительную долю в накладных расходов занимает заработная плата работников банка.
Рекомендуем также почитать:
Оценка изменений и факторов обусловивших изменения
показателей деловой активности
Таблица 1.2.1.
Сравнение результатов работы банка 2004-2005 г.
Показатель
2004 год
2005 год
Абсолютный прирост
Темп роста
Пассивы банка
1 560 134 440,00
1 654 045 248,00
93 910 808,00
106,02
Активы банка
1 560 134 440,00
1 654 045 248,00
93 910 808,0 ...
Трастовые операции
Трастовые операции - это доверительные операции, которые в виде различных услуг банки оказывают своим клиентам - юридическим и физическим лицам. Такие операции осуществляются на основе договора об учреждении траста.
Трастовые услуги включают управление недвижимостью и другим имуществом, формирова ...
Виды пластиковых карт и основные схемы операций с банковскими
пластиковыми картами
Пластиковая карта – это обобщающий термин, который обозначает все виды карт, различающихся по назначению, по набору оказываемых с их помощью услуг, по своим техническим возможностям и организациям их выпускающим. Важнейшей особенностью всех пластиковых карт, независимо от степени их совершенства, ...