Индекс кредитного благоприятствования рассчитывается на основании оценки банка в целом и отдельных его программ по формализованному набору критериев.
Каждый из критериев оценивается от 0 до 3 баллов. Затем оценки взвешиваются для расчета частных индексов:
Индекс кредитной политики – отражает оценку банком рисков кредитования малого бизнеса, стоимость ресурсной базы банка (объекты оценки: ставки кредитования, требования к заемщику);
Индекс маркетинговой активности – является индикатором специализации банка на кредитовании малого бизнеса (объекты оценки: сайт банка, маркетинговые акции, кредитные программы);
Индекс качества консультирования – является индикатором уровня организации и контроля продаж в банке (объекты оценки: этапы консультирования клиентов по телефону).
Интегральный индекс кредитного благоприятствования является суммой частных индексов, отражающих изменение активности банков по отдельным направлениям работы с малым бизнесом. Все оценки по индексам приведены в баллах. Оценка по критериям строго формализована, что обеспечивает сопоставимость результатов разновременных мониторингов.
Индекс кредитного благоприятствования в сентябре 2010 г. составил 179 баллов, увеличившись по сравнению с маем 2010 года всего на 2%, тогда как за второй квартал текущего года индекс прибавил более 24%. Замедление динамики индекса может указывать на торможение рынка кредитования малого бизнеса в третьем квартале.
Основные черты возможной стагнации:
- ухудшение качества консультирования клиентов и менее активная маркетинговая работа указывают на снижение заинтересованности в притоке новых клиентов;
- менее быстрое снижение ставок кредитования, чем в предыдущий период (отдельные банки, наоборот, стали поднимать ставки в связи с сохраняющимися рисками кредитования и инфляционной угрозой).
Таблица 2.3.4
Индекс кредитного благоприятствования, баллы
Февраль 2010 |
Май 2010 |
Сентябрь 2010 |
143 |
177 |
180 |
Динамика с предыдущего мониторинга (май 2010) - +2%
Динамика с начала мониторинга (февраль 2010) - +26%
Данные ЦБ РФ пока указывают на сохранение тенденции к расширению кредитования малого бизнеса - за период с 01.06.2009 по 01.08.2010 объем кредитов, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства, вырос с 1,6 трлн. до 2,4 трлн. рублей. Общая задолженность сектора перед банками превысила 3 трлн. руб. При этом средние темпы роста задолженности (месяц к месяцу) в 2010 году пока выше, чем в 2009 году - 1,8% против 1,1%.
Можно констатировать, что на рынке наблюдается очевидное перераспределение долей. Пользуясь снижением активности конкурентов, отдельные банки запускают новые продуктовые линейки, повышают привлекательность для заемщиков своей кредитной политики.
Лидерство в сентябрьском мониторинге сохранил банк Траст (242 балла), который в третьем квартале продолжил модификацию линейки услуг, продолжил курс на более мягкую кредитную политику, сохранив уровень консультирования клиентов. Вместе с тем, лидерские позиции всерьез оспаривает Росбанк, который устойчиво входил в тройку лидеров с самого начала мониторинга. Летом активность банка на рынке заметно возросла. В частности, банк продолжил снижение ставок кредитования, декларирует достаточно мягкую залоговую политику по сравнению с конкурентами. Это позволило ему потеснить со второго места Сбербанк и вплотную приблизиться к лидеру. В тройку лидеров ворвался банк Уралсиб, который летом запустил новую линейку кредитных продуктов для малого бизнеса, сохранив привлекательные условия для заемщиков.
Таблица 2.3.5
Банковский индекс кредитного благоприятствования, баллы
Февраль 2010 |
Май 2010 |
Сентябрь 2010 | |
Траст |
148 |
226 |
242 |
Росбанк |
182 |
209 |
239 |
Уралсиб |
120 |
201 |
228 |
Локо-банк |
186 |
207 |
220 |
Возрождение |
141 |
160 |
209 |
БСЖВ |
149 |
186 |
200 |
Промсвязьбанк |
156 |
183 |
199 |
Сбербанк |
179 |
211 |
195 |
ВТБ 24 |
156 |
165 |
193 |
Номос-банк |
191 |
179 |
190 |
Банк Москвы |
140 |
166 |
182 |
АК Барс |
139 |
163 |
178 |
МДМ-Банк |
148 |
197 |
172 |
Инвестторгбанк |
121 |
148 |
161 |
Интеза |
127 |
182 |
148 |
Росевробанк |
112 |
154 |
138 |
НТБ |
91 |
155 |
135 |
Россельхозбанк |
142 |
129 | |
СБ Банк |
129 |
123 | |
Юниаструм банк |
106 |
192 |
118 |
Рекомендуем также почитать:
Выводы
Банковский маркетинг представляет собой вид деятельности банка, концепцию и функцию управления, а также особую философию мышления банковского служащего, которые ориентированы на рынок банковских услуг.
По способу общения с клиентурой банковский маркетинг делится на активный и пассивный.
Маркетин ...
Специфика российского рынка ценных бумаг
Ключевой задачей, которую должен выполнять РЦБ в России, является прежде всего обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, максимально возможного притока национальных и зарубежных инвестиций на российские предприятия, формирование необходимых условий для стимулиро ...
Анализ активных и пассивных операций АО «БТА Банк»
Основной формой бухгалтерской отчетности отражающей финансово-хозяйственную деятельность Банка является бухгалтерский баланс, в котором отражается размещение собственных и привлечённых средств Банка для получения прибыли (актив), а также показаны источники формирования этих средств (пассив).
Для ...