Банкам неминуемо придется решать проблему недостатка залогов, ведь она является серьезным препятствием для роста объемов кредитования МСБ. С одной стороны, консервативные требования по предоставлению обеспечения «отрезают» от банков достаточно широкий круг клиентов, в том числе и стартапы, традиционно предъявляющие высокий спрос на кредитное финансирование. С другой стороны, полное залоговое обеспечение - это лишь дополнительная страховка. В любом случае несовершенство залогового законодательства и недостаточный опыт работы с залогами делают процедуру истребования и реализации заложенного имущества достаточно трудоемкой для самих банков.
Альтернативой залоговому обеспечению могло бы стать и предоставление государственных гарантий по кредитам малому и среднему бизнесу.
- Фактор недостаточной поддержки с помощью субсидий, выделенных банками, на самом деле можно трактовать гораздо шире - как фактор недостаточной государственной поддержки малого бизнеса в целом.
В основном проблемы государственной поддержки в том виде, в каком они фигурировали в течение последних лет, остались на прежнем уровне. Субсидированием кредитных ставок и поручительством через специальные государственные фонды по - прежнему могут воспользоваться далеко не все банки. Программы развития кредитования малого бизнеса, озвученные крупными госбанками, имеют достаточно туманную перспективу. Проблема с взаимодействием с государственными органами по поводу залогового обеспечения, в частности при залоге недвижимости, также сохраняется.
В международной практике существует две основных модели выстраивания господдержки малого бизнеса - американская (прямая поддержка малых предприятий и предоставление субсидий) и германская (создание двухуровневой системы рефинансирования).
Элементы первой модели присутствуют в России как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, однако пока они развиты в недостаточной степени. Вместе с тем даже недостаток средств в федеральном и региональном бюджете не может препятствовать оказанию помощи малому бизнесу, ведь можно снизить административные издержки и коррупционное давление, которому подвергаются малые предприятия. По данным исследования «ОПОРЫ России», сегодня предприниматели в среднем тратят около 9,6% среднемесячной выручки на разного рода незаконные выплаты чиновникам. Первоочередная задача властей, прежде всего региональных, - остановить эти процессы.
Некоторые черты двухуровневой системы рефинансирования кредитов, выдаваемых малому бизнесу, также присутствуют, однако само рефинансирование развивается медленнее, чем ожидалось. Государственная корпорация «Банк Развития и Внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», согласно принятому Меморандуму о финансовой политике, в качестве одного из главных направлений своей деятельности выделяет «участие в реализации проектов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, посредством кредитования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства».
Однако пока механизм только создается, ВЭБ занимается и другими проектами, а в качестве рефинансирующих организаций при необходимости выступают банки - лидеры, обладающие большим опытом и осуществляющие зачастую даже не рефинансирование, а покупку портфелей у более мелких банков.
- Многие банки только начали работать в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса. Соответственно, они компенсируют недостаток опыта и технологий более консервативным подходом к оценке рисков и более высокими процентными ставками.
Скоринговые модели при выдаче кредитов в большинстве банков пока не используются. Решения о выдаче кредитов принимаются, как правило, на кредитных комитетах, что, опять же, означает и более высокие операционные издержки. В том числе и по этой причине, несмотря на то что уровень просроченной задолженности в сегменте крайне низок (в целом по рынку он не превышает 2%), ставки по кредитам, как правило, достаточно высоки.
В свою очередь у предпринимателей накопились претензии к банкам - риски из-за бумажной волокиты: при оформлении кредита необходимо найти поручителя, за свои собственные деньги застраховать помещение, взять справку из БТИ, которая действует только определенное время, а также подготовить другие документы. Все это выливается по самым скромным оценкам более чем в 100 000 рублей. А если в итоге будет отказ в кредите? Малому предприятию нужно немного денег, но быстро, а получение кредита в крупных банках занимает очень много времени и сил на оформление.
Средние и небольшие банки более расторопны, но у них, как правило, не хватает ресурсов и ликвидности. Особенно это проявилось в 2009 году в связи с кризисом ликвидности. Впервые за несколько лет кредитные ставки выросли, причем сразу на 3-4%. Кроме того, мало кто из банков работает с «микрофинансовыми» компаниями и кредитными кооперативами, которые, в свою очередь, выдают ссуды предпринимателям.
Рекомендуем также почитать:
Проблемы совершенствования банковского обслуживания населения
Создание и развитие системы коммерческих банков на новой основе позволило ослабить монополизм в банковском деле, зародить конкуренцию, а также явилось первым шагом к организации денежного рынка. Коммерческие банки самостоятельно стали устанавливать процентные ставки по привлекаемым средствам и кре ...
Основные понятия рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг является частью как денежного рынка, так и рынка капиталов, которые в совокупности составляют финансовый рынок.
Понятие “финансовые рынки” шире, чем понятие “рынки ценных бумаг”. Так, например, к финансовым рынкам относятся и прямые банковские кредиты, и внутрифирменные кредиты ...
Классификация депозитных операций коммерческих банков
Пассивные операции коммерческого банка характеризуют источники средств и природу связей банка. Именно они в значительной степени предопределяют условия, формы и направления использования банковских ресурсов, т.е. состав и структуру активных операций.
Депозитные (вкладные) операции
коммерческого
...