Бум запуска специальных программ для предприятий МСБ пришелся на 2006 год. И с того времени вплоть до кризиса этот рынок в нашей стране увеличивался на 50-70% в год, тогда как для Европы рост в 5% здесь считался большим. Снижение объемов кредитования МСБ было только в период кризиса в 2008-2009 гг. При этом львиную долю кредитующихся (до 65%) занимали торговые компании. Однако даже во время экономического подъема спрос на кредиты со стороны предпринимателей, по некоторым оценкам, был удовлетворен лишь на 15-20%. Очень мало шансов получить кредит и у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, а также ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе). Со стороны банков можно выделить факторы, препятствующие развитию кредитования малого и среднего бизнеса (таблица 1.3.1), такие как непрозрачность заемщика, отсутствие залогового обеспечения, неразвитость законодательства и программ господдержки, мешающие органическому росту, вынесены в первые строчки списка.
Таблица 1.3.1
Факторы, препятствующие развитию кредитования МСБ
Место |
Фактор |
1 |
Непрозрачность заемщиков |
2 |
Отсутствие залогового обеспечения |
3 |
Плохое качество залогового обеспечения |
4 |
Неразвитость субсидирования кредитов в рамках госпрограмм |
5 |
Неразвитость законодательства |
6 |
Недостаточность развития филиальных сетей банков |
7 |
Отсутствие у малого бизнеса понимания сути банковских продуктов |
8 |
Недостаточность наработанного банками опыта |
9 |
Нехватка квалифицированных кадров |
10 |
Высокие процентные ставки по кредитам |
Все эти факторы, с одной стороны, характерны для любого рынка кредитования, находящегося на начальном этапе развития. С другой стороны, их можно беспрепятственно смягчить, позволив рынку расти быстрее, и улучшить условия функционирования как для банков, так и для малых предпринимателей. Для того чтобы понять, где лежит ключ к разгадке этой проблемы, обратимся к причинам, сдерживающим развитие кредитования МСБ, и рассмотрим их более подробно.
- Проблема непрозрачности предприятий малого и среднего бизнеса для банков имеет два измерения. С одной стороны, непрозрачность заемщиков выражается в том, что отчетность (как бухгалтерская, так и управленческая) не отражает реального содержания экономической деятельности малого предприятия. Это связано не только с качеством составления отчетности (на которое жалуются многие банки), но и с тем, что предприятия зачастую функционируют в рамках упрощенной системы налогообложения, предполагающей ведение отчетности в редуцированной форме. Понимание бизнеса, способность со слов клиента составить баланс и рассчитать финансовые потоки – важное технологическое и конкурентное преимущество для всех банков, работающих в сегменте МСБ.
- С другой стороны, проблема непрозрачности связана и с высокой долей «серого» бизнеса малых предприятий. В совокупности два этих фактора приводят к тому, что произвести оценку рисков, связанных с кредитованием МСБ, для банков очень затруднительно. Чем менее точной является оценка рисков, тем выше неопределенность, которая закладывается и в уровень процентной ставки, под которую малые предприятия получают кредиты. Что, естественно, снижает привлекательность банковского финансирования для самих предпринимателей.
- Прежде всего, банк смотрит на финансовое положение клиента - главное, чтобы у потенциального заемщика был стабильный и приносящий доход бизнес. Иногда предприятия умышленно скрывают полную информацию, например, имеющиеся долги. При этом в первую очередь проигрывает бизнес клиента, поскольку, скрывая обязательства, он вынужден будет очень сильно увеличить долговую нагрузку, что не лучшим образом скажется на финансовых показателях предприятия. Бывают и такие ситуации, когда у бизнеса нет перспектив для развития. В этих случаях выдача кредита становится слишком рискованной, и многие банки, как правило, на это не идут.
- По оценке проблемы низкой залоговой базы, которой обладают предприятия малого и среднего бизнеса более 75% всех кредитов, выдаваемых в рамках специализированных программ, - это кредиты с полным обеспечением, в качестве которого принимается недвижимость и оборудование.
Рекомендуем также почитать:
Оценка ожидаемой эффективности от внедрения мероприятий по
совершенствованию процесса обслуживания банковскими картами
Экономическая эффективность управления состоит в умелом управлении всеми ресурсами карточного розничного бизнеса и услугами на их основе - кадрами, техническим потенциалом, получением положительной операционной маржи либо по всем видам операций в совокупности, либо по некоторым в отдельности.
Рас ...
История становления сберегательного дела в России
Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода, примерно12-15го веков. Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д. Первые сберегательные банки, которые поначалу называли сберегательными кассами, появились в России в ...
Построение страховых тарифов и финансовые аспекты
страховой деятельности
Расчеты тарифов по любому виду страхования (актуарные расчеты) представляют собой процесс, в ходе которого определяются расходы на страхование данного объекта. С помощью актуарных расчетов определяются себестоимость и стоимость услуги, оказываемой страховщиком страхователю. В более обобщенной форм ...