Организация системы платежей и расчетов
Страница 2

Материалы » Организация деятельности Центрального Банка » Организация системы платежей и расчетов

Корреспондентские отношения – договор отношений между банками с целью взаимного выполнения операций.

Они сопровождаются открытием взаимных корсчетов на договорной основе.

Корсчет - счет одного банка, открытый в другом банке, на котором отражаются платежи, проведенные последним по поручению и за счет одного банка на основе заключенного между ними кордоговора. Корсчета банка бывают двух видов:

- Счет НОСТРО – текущий счет на имя коммерческого банка у банка-корреспондента.

- Счет ЛОРО – текущие счета на имя банка-корреспондента у коммерческого банка.

Операции по счету НОСТРО в одном банке являются операциями, которые проходят по счету ЛРОР в другом банке и наоборот.

Клиринг – способ регулярных безналичных расчетов, основанный на зачете взаимных требований и обязательств юридических лиц за товары, ценные бумаги, оказываемые услуги.

Значение клиринга:

- ускоряет платежи;

- уменьшает реальное количество денег;

- сокращает неплатежи.

Межбанковским клирингом имеет право заниматься ЦБ, клиринговые палаты, специальные клиринговые банки и крупнейшие коммерческие банки. Клиринг в России в настоящее время находится на низкой ступени развития. Это связано с неполностью сформулированной законодательной и нормативной базой, существованием различного рода рисков, низкое качество связи в России. В настоящее время в России действуют всего 7 клиринговых палат.

Основные функции ЦБ в области клиринга:

1. участие в работе расчетно-клиринговых центров;

2. общий контроль над деятельностью расчетно-клиринговых центров;

3. выполнение отдельных расчетных операций;

4. предоставление кредитов для совершения расчетов.

Электронная система платежей – термин, обозначающий все виды компьютерных технологий в банковском деле. В данном случае речь идет о деньгах в компьютерной памяти, которые обрабатываются и хранятся в электронном виде.

Преимущества безбумажных технологий:

- мгновенная пересылка данных;

- уменьшение трудоемкости обработки документов;

- улучшенная защищенность;

- уникальность хранения.

Развитие электронных расчетов в России в настоящее время сдерживается отсутствием опыта, большой территориальной протяженностью страны и слабым развитием телекоммуникационной сети.

ЦБ должен сыграть важную роль во внедрении электронных платежей. Совершение платежной системы России, связанное с внедрением ЦБ электронной системы межбанковских расчетов, БР осуществляет формирование единой телекоммуникационной сети, внедрение комплексной защиты информации. В настоящее время электронная система межбанковских расчетов рассматривается как основное средство межбанковских расчетов (существуют помимо электронных межбанковских расчетов расчеты почтой и телеграфом).

В основу проекта заложены следующие принципы:

- участниками электронной системы расчетов являются учреждения БР (РКЦ и ГРКЦ), которые отвечают определенным требованиям;

- пользователями системы могут быть коммерческие банки и другие учреждения, которые имеют счет в РКЦ и ГРКЦ;

- обязательное составление договора между участниками и пользователями сети; - электронный платеж является гарантированным и безотзывным;

- электронный платежный документ представляет собой электронный образец платежного поручения и содержит все реквизита, установленного БР;

- инициатором электронного платежа является клиент коммерческого банка;

- электронные платежи, поступившие в РКЦ до 13 часов должны быть отправлены в этот же день, а остальные на следующий рабочий день.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также почитать:

Необходимость управления собственным капиталом банка
Кризисные явления, наблюдаемые в последнее время на мировых финансовых рынках, породили не только пристальное внимание к банковскому бизнесу и системам его оценки, но и к проблемам его регулирования и управления. Безусловно, сложившиеся неблагоприятные условия для банковского бизнеса в первую очер ...

Кредитование и обслуживание малого бизнеса
В 2010 году ВТБ 24 запустил новую модель обслуживания клиентов малого бизнеса. Модель была внедрена в соответствии с новой стратегией развития Банка, предполагающей сегментно-ориентированный подход в обслуживании клиентов. Отличительные особенности новой модели обслуживания – адресность коммуника ...

Анализ структуры балансов крупнейших банков Украины
Структура активных и пассивных составляющих балансов банка является наиболее обобщенной характеристикой, отражающей специфику и основные сферы деятельности банка, состояние рынка ссудных ресурсов, количество и качество обслуживаемой клиентуры, политику банка по привлечению и размещению денежных ре ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru