Корреспондентские отношения – договор отношений между банками с целью взаимного выполнения операций.
Они сопровождаются открытием взаимных корсчетов на договорной основе.
Корсчет - счет одного банка, открытый в другом банке, на котором отражаются платежи, проведенные последним по поручению и за счет одного банка на основе заключенного между ними кордоговора. Корсчета банка бывают двух видов:
- Счет НОСТРО – текущий счет на имя коммерческого банка у банка-корреспондента.
- Счет ЛОРО – текущие счета на имя банка-корреспондента у коммерческого банка.
Операции по счету НОСТРО в одном банке являются операциями, которые проходят по счету ЛРОР в другом банке и наоборот.
Клиринг – способ регулярных безналичных расчетов, основанный на зачете взаимных требований и обязательств юридических лиц за товары, ценные бумаги, оказываемые услуги.
Значение клиринга:
- ускоряет платежи;
- уменьшает реальное количество денег;
- сокращает неплатежи.
Межбанковским клирингом имеет право заниматься ЦБ, клиринговые палаты, специальные клиринговые банки и крупнейшие коммерческие банки. Клиринг в России в настоящее время находится на низкой ступени развития. Это связано с неполностью сформулированной законодательной и нормативной базой, существованием различного рода рисков, низкое качество связи в России. В настоящее время в России действуют всего 7 клиринговых палат.
Основные функции ЦБ в области клиринга:
1. участие в работе расчетно-клиринговых центров;
2. общий контроль над деятельностью расчетно-клиринговых центров;
3. выполнение отдельных расчетных операций;
4. предоставление кредитов для совершения расчетов.
Электронная система платежей – термин, обозначающий все виды компьютерных технологий в банковском деле. В данном случае речь идет о деньгах в компьютерной памяти, которые обрабатываются и хранятся в электронном виде.
Преимущества безбумажных технологий:
- мгновенная пересылка данных;
- уменьшение трудоемкости обработки документов;
- улучшенная защищенность;
- уникальность хранения.
Развитие электронных расчетов в России в настоящее время сдерживается отсутствием опыта, большой территориальной протяженностью страны и слабым развитием телекоммуникационной сети.
ЦБ должен сыграть важную роль во внедрении электронных платежей. Совершение платежной системы России, связанное с внедрением ЦБ электронной системы межбанковских расчетов, БР осуществляет формирование единой телекоммуникационной сети, внедрение комплексной защиты информации. В настоящее время электронная система межбанковских расчетов рассматривается как основное средство межбанковских расчетов (существуют помимо электронных межбанковских расчетов расчеты почтой и телеграфом).
В основу проекта заложены следующие принципы:
- участниками электронной системы расчетов являются учреждения БР (РКЦ и ГРКЦ), которые отвечают определенным требованиям;
- пользователями системы могут быть коммерческие банки и другие учреждения, которые имеют счет в РКЦ и ГРКЦ;
- обязательное составление договора между участниками и пользователями сети; - электронный платеж является гарантированным и безотзывным;
- электронный платежный документ представляет собой электронный образец платежного поручения и содержит все реквизита, установленного БР;
- инициатором электронного платежа является клиент коммерческого банка;
- электронные платежи, поступившие в РКЦ до 13 часов должны быть отправлены в этот же день, а остальные на следующий рабочий день.
Рекомендуем также почитать:
Необходимость управления собственным капиталом банка
Кризисные явления, наблюдаемые в последнее время на мировых финансовых рынках, породили не только пристальное внимание к банковскому бизнесу и системам его оценки, но и к проблемам его регулирования и управления. Безусловно, сложившиеся неблагоприятные условия для банковского бизнеса в первую очер ...
Кредитование и обслуживание малого бизнеса
В 2010 году ВТБ 24 запустил новую модель обслуживания клиентов малого бизнеса. Модель была внедрена в соответствии с новой стратегией развития Банка, предполагающей сегментно-ориентированный подход в обслуживании клиентов.
Отличительные особенности новой модели обслуживания – адресность коммуника ...
Анализ структуры балансов крупнейших банков Украины
Структура активных и пассивных составляющих балансов банка является наиболее обобщенной характеристикой, отражающей специфику и основные сферы деятельности банка, состояние рынка ссудных ресурсов, количество и качество обслуживаемой клиентуры, политику банка по привлечению и размещению денежных ре ...