Карта позволила клиенту совершать операции вдали от банка, рассчитываться за товары, получать деньги в системе автоматов. Клиент географически не привязан к банку, что расширяет круг пользователей его услугами. Расширение клиентуры позволило банкам более интенсивно предлагать дополнительные продукты и услуги. Такая «перекрестная» продажа (cross-selling) — широко распространенный прием в практике банков [16, c. 21].
Интерес государства во внедрении расчетов по пластиковым картам очевиден, поскольку:
1) снижаются колоссальные затраты на инкассацию денежных средств, эмиссию и регенерацию банкнот и монет;
2) упрощаются учет движения денег и взимание налогов;
3) технология расчетов без участия наличных денег помогает снизить криминогенность обстановки для предприятий и лиц, работающих с наличностью.
Российской спецификой можно считать высокую степень недоверия участников расчетов (банками, их клиентами, торговыми предприятиями, центрами авторизации) и к кредитовым, и дебетовым пластиковым картам. Несмотря на это, специалисты российских банков предлагают клиентам различные виды карт и при необходимости схемы расчетов, ориентированные на определенные сегменты клиентуры [9, с. 501-506].
Так, российскими банками предлагаются дебетовые пластиковые карты — корпоративные и индивидуальные. Индивидуальные банковские пластиковые карты предлагаются частным лицам в качестве средства платежа и средства накопления. Корпоративные карты предлагаются исключительно юридическим лицам для оперативных расчетов с целью сокращения затрат и усиления контроля за расходованием денежных средств. В узком смысле корпоративные карты — это инструмент для оперативных нужд предприятия. В широком смысле наличие корпоративной пластиковой карты предполагает открытие корпоративного счета клиента, к которому прикрепляются одна или более пластиковых карт для расчетов командировочных расходов и иных неотложных нужд. Порядок открытия корпоративного счета идентичен открытию расчетного счета предприятия, по сути это второй расчетный счет для расчетов по пластиковым картам. Корпоративные карты компании связаны с одним ее счетом. Карты могут иметь разделенный и неразделенный лимиты.
В первом случае каждому из держателей корпоративных карт устанавливается индивидуальный лимит. Второй вариант больше подходит небольшим компаниям и не предполагает разграничение лимита.
Корпоративные карты позволяют компании детально отслеживать служебные расходы сотрудников.
Российские банки предлагают своим корпоративным клиентам пластиковые карты с целью проведения безналичных расчетов и получения наличных средств с использованием как собственных пластиковых банковских карт, так и пластиковых карт других эмитентов, в том числе международных и российских платежных систем.
Для улучшения обслуживания большинство банков предлагают дополнительные услуги владельцам корпоративных и личных карт.
Например:
– устанавливают банкоматы на территории предприятий;
– бесплатно обслуживают карты;
– ежемесячно начисляют проценты на остатки по карточному счету с последующей капитализацией (представляется некоторыми банками);
– предоставляют возможность получения наличных средств в банкоматах и пунктах выдачи наличных, расположенных в других городах, без взимания комиссии.
Однако наряду с дополнительными услугами предлагаются различные варианты схем расчетов для привлечения корпоративных или индивидуальных клиентов.
К элементам платежных схем, наиболее распространенных в России, можно отнести:
– ежегодную сервисную ставку;
– комиссии за операции с банковскими картами;
– по переводу;
– снятию наличных денежных средств в банкоматах и пунктах выдачи наличных собственных и иных банков;
– безналичным оплатам за товары и услуги;
– размер страхового депозита или неснимаемого (залогового) остатка;
– штрафы и всевозможные санкции.
Ежегодная сервисная ставка — фиксированная сумма — взимается один раз в год «за выпуск карты и обслуживание счета». Возможны варианты даты взимания этой ставки: 1 января или при перевыпуске новой карты. Последний вариант удобней для российских банков, поскольку сложилась традиция выпускать карту сроком на один год. На Западе срок действия карты часто бывает 2 года и даже больше. В последнее время банки разбивают эту ставку на две отдельные: собственно ежегодную и дополнительную при выпуске первой карты [21, c. 16].
Рекомендуем также почитать:
Анализ банковских продуктов по привлечению средств клиентов банка ОАО
«УбРИР»
Банковский вклад – это удобный и надежный инструмент сбережения и накопления Ваших денежных средств. Уральский банк реконструкции и развития предлагает широкий выбор вкладных продуктов в рублях и иностранной валюте, созданных на основе потребностей клиентов, поэтому Вы сможете подобрать для себя н ...
Организационно-экономический анализ АКБ «Лефко-банк»
Далее рассмотрим структурный и динамический анализ уставного капитала АКБ «Лефко-банк» в взаимосвязи с другими показателями, характеризующими его финансовую деятельность:
· структура активов банка;
· структура пассивов;
· кредитные операции;
· доходы и расходы;
· ликвидность.
Структура актив ...
Законы денежного оборота
Важной проблемой регулирования денежного оборота является задача определения количества денег, необходимых для обращения. Первоначально данный закон трактовался как закон, определяющий количество денег, необходимых для товарного обращения. Поскольку в процессе обращения товары реализуются по опред ...