страхования с любым владельцем транспортного средства, который за этим обратится, поскольку договор обязательного страхования объявлен публичным (абзац восьмой ст. 1 Закона);
- обязательно применение издаваемых Правительством РФ типовых правил (ст. 5 Закона). Объект страхования и страховой риск определены в ст. 6 Закона, страховая сумма – в ст. 7 Закона, срок действия договора – в ст. 10 Закона;
- обязательно также использование устанавливаемых Правительством РФ тарифов для определения страховой премии (п. 6 ст. 9 Закона);
- очень жестко ограничена по времени обязанность осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую оценку и экспертизу в срок не более пяти дней с момента обращения потерпевшего (п. 3 ст. 12 Закона), причем этот срок может быть изменен лишь по соглашению страховщика с потерпевшим. Неблагоприятным последствием пропуска страховщиком указанного срока становится возникновение у потерпевшего права самостоятельно провести оценку и экспертизу, не представляя поврежденное имущество страховщику (п. 4 ст. 12 Закона);
- в п. 2 ст. 13 Закона также установлен жесткий срок в 15 дней с момента получения заявления от потерпевшего с требованием о выплате, в течение которого страховщик обязан произвести страховую выплату или направить потерпевшему мотивированный отказ, и этот срок не может быть изменен никакими соглашениями. Срок начинается с момента получения страховщиком от потерпевшего заявления о выплате с приложенными документами;
- норма п. 2 ст. 22 Закона искусственно ограничивает рентабельность операций по обязательному страхованию. Легко подсчитать, что при истиной рентабельности соответствующих операций в 30 процентов норма п. 2 ст. 22 Закона снизит ее до 8 процентов, при рентабельности в 20 процентов она будет понижена до 6 процентов и т.д.
Членство в профессиональном объединении страховщиков накладывает на них дополнительные обязанности:
- прежде всего, это обязанность соблюдать устав объединения и правила профессиональной деятельности, разработанные в соответствии со ст. 26 Закона;
- вносить взносы и иные обязательные платежи, установленные в соответствии со ст. 29 Закона;
- принимать участие в формировании финансовых ресурсов объединения для осуществления компенсационных выплат, как предусмотрено в п. 2 ст. 27 Закона. Следует отметить, что в отношении финансовых ресурсов объединения для осуществления компенсационных выплат в Законе определен источник их формирования – специализированные резервы, формируемые страховщиками (п. 2 ст. 27);
- нести субсидиарную ответственность по обязательствам объединения по осуществлению компенсационных выплат (п. 1 ст. 27 Закона).
Закон устанавливает некоторые важные права страховщиков:
- право страховщика участвовать в урегулировании требований, предъявленных к страхователю, при нарушении этого положения правил страхования предусматривался отказ в выплате;
- возможность освобождения страховщика от обязанности произвести страховую выплату в случаях, предусмотренных не только законом, но и договором обязательного страхования (п. 4 ст. 13 Закона);
- дополнительное основание для отказа в выплате, закрепленное в п. 6 ст. 12 Закона, когда невозможно установить наличие страхового случая и/или размер подлежащих возмещению убытков из-за того, что потерпевший отремонтировал или утилизировал поврежденное имущество до его осмотра и экспертизы. Следует отметить, что в п.6 ст. 12 Закона предусматривает не освобождение от выплаты, а право отказать в выплате;
- важное право страховщика на получение информации от различных органов власти и управления, сформулированное в п. 1 ст. 30 Закона в форме обязанности соответствующих органов;
- наконец, право регрессного требования страховщика к страхователю или застрахованному лицу в случаях, перечисленных в ст. 14 Закона.
Рекомендуем также почитать:
Страховой фонд, уровни его организации и
использования
Страховой фонд является экономической необходимостью и представляет собой обязательный компонент общественного воспроизводства в любом обществе, выступая в качестве экономического метода восстановления сил (производственных и производительных), разрушаемых стихийными силами природы, несчастными сл ...
Регулирование кредитной деятельности
Первоочередным законодательным актом, регулирующим банковскую, в том числе и кредитную деятельность в Казахстане, является Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 7 июля 1998 года. Так, в статье 34 закона дается опре ...
Функции Центрального банка, направленные на поддержание надежности
коммерческих банков
На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками.
Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкно ...