Надбавка на затраты страховой компании представляет собой элемент премии, предназначенный для покрытия издержек страховой компании.
Надбавка на прибыль — это процент на собственный капитал, она выступает как вознаграждение владельцев капитала за его применение. Эта надбавка должна рассчитываться с учетом налогов на прибыль.
Страховая премия (страховой взнос) может быть рассмотрена с экономической, юридической и математической точек зрения. Экономическая сущность страховой премии проявляется в том, что она представляет собой часть национального дохода, которая выделяется страхователем с целью гарантии защиты его интересов от вредоносного воздействия неблагоприятных событий. С юридической точки зрения страховая премия может быть определена как денежное выражение страхового обязательства, которое оговорено и подтверждено путем заключения договора страхования между его участниками. В математическом смысле страховая премия — это периодически повторяющийся платеж страхователя страховщику.
Страховая премия показывает, как распределяется общий размер обязательств страховщика на каждую отдельно взятую единицу страховой совокупности. Его величина зависит от многих факторов, и прежде всего от отраслевых особенностей личного и имущественного страхования.
По своему предназначению страховой взнос подразделяется:
• на рисковую премию — это чистая нетто-премия, часть страхового взноса в денежной форме, предназначенная на покрытие риска. Величина рисковой премии зависит от степени вероятности наступления страхового случая;
• сберегательный (накопительный) взнос — присутствует в договорах страхования жизни. Он предназначен для покрытия платежей страхователя при истечении срока страхования. В течение срока действия договора страхования размер сберегательного (накопительного) взноса изменяется. При заданной величине нетто-премии с течением времени может оказаться, что рисковая премия увеличивается из-за возрастания риска, а сберегательный (накопительный) взнос уменьшается и тем самым в целом поддерживается общее равновесие составляющих нетто-премии;
• нетто-премию — это часть страхового взноса, которая необходима для покрытия страховых платежей за определенный промежуток времени по данному виду страхования. Величина нетто-премии прямо зависит от развития риска. Нетто-премия равна рисковой премии в случаях, когда наблюдается планомерное развитие риска. Для компенсации возможных отклонений к рисковой премии делается (исчисляется) гарантийная (стабилизационная) надбавка;
• достаточный взнос — равен сумме нетто-премии и нагрузки, включенной в издержки страховщика. Достаточный взнос можно рассматривать как брутто-премию, или тарифную ставку;
• брутто-премию — тарифную ставку страховщика.
Она состоит из достаточного взноса и надбавок на покрытие расходов, связанных с проведением предупредительных мероприятий, рекламы и пропаганды, расходами на покрытие убыточных видов страхования и др. Каждый надбавочный элемент, включенный в брутто-премию, ведет к увеличению всей тарифной ставки (страхового тарифа).
По характеру рисков страховые взносы классифицируются:
• на натуральную премию, которая предназначена для открытия риска за определенный промежуток времени. Она отвечает фактическому развитию риска. Страховщику необходимо постоянно изучать тенденции в развитии натуральной премии и с учетом их вносить коррективы в финансовую политику страхового общества;
• постоянные (фиксированные) взносы — страховые взносы, которые с течением времени не изменяются, а остаются постоянными. Это связано с тем, что риск, который отражает страховой взнос, не изменяется во времени. В данном случае страховой взнос является средней величиной, которая по отношению к фактору времени рассматривается постоянной.
Рекомендуем также почитать:
Методы кредитования банками субъектов хозяйствования и методики определения
кредитоспособности заемщика
Растущая конкуренция на рынке банковских услуг, повышение спроса клиентов на различные кредитные продукты, стремление кредитных организаций к максимизации прибыли заставляют банки искать более эффективные пути привлечения новых платежеспособных клиентов, стараясь при этом контролировать потери.
В ...
Активные операции коммерческих банков
1. Характеристика активных операций и их структура.
Активные операции – операции, связанные с использованием, размещением ресурсов коммерческого банка, в результате которых он получает доход (прибыль) с учетом законодательства.
Размещение и использование средств происходит по трем направлениям ( ...
История возникновения и роль центральных банков
ЦБ в их современном виде существуют сравнительно недавно. Раньше четкого различия между центральным и коммерческим банком не существовало. Многие коммерческие банки (КБ) прибегали к выпуску банкнот. По мере развития кредитной системы происходит процесс централизации банковской эмиссии только в кру ...