Более того, ч. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ говорит о том, что, если стоимость имущества такого юридического лица (коммерческой организации) недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК. Статья 65 ГК РФ, в свою очередь, в п. 3 устанавливает, что «основания признания… юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве)».
Однако существующая ныне практика показывает, что вслед за отзывом у коммерческого банка лицензии без какого-либо судебного решения и независимо от причин отзыва назначается ликвидационная комиссия, которая производит подсчет активов банка, рассчитывается с кредиторами и осуществляет его ликвидацию.
Таким образом, действующее законодательство не только не предусматривает особого порядка ликвидации несостоятельных банков, но и прямо закрепляет то, что ликвидация всех без исключения коммерческих организаций, чьи пассивы превышают активы, осуществляется в соответствии с законом о несостоятельности (банкротстве).
Следовательно, существующий порядок ликвидации коммерческих банков, когда вслед за отзывом лицензии без принятия в установленном порядке решения об объявлении коммерческого банка несостоятельным либо решения суда о прекращении деятельности коммерческого банка вследствие грубых и неоднократных нарушений им законов или иных нормативных актов назначается ликвидационная комиссия, прямо нарушает ряд норм (ст. 61, 65) вступившего в действие Гражданского кодекса РФ.
Однако ГК РФ применяется только к тем правоотношениям, которые возникли после 1 января 1995 года, поэтому о применении приведенных норм можно говорить лишь тогда, когда отзыв лицензии произошел после вступления его в действие. Как же нужно было поступать в тех случаях, когда отзыв лицензии у банков и фактическая несостоятельность наступили ранее указанного срока?
По моему мнению, ГК не внес принципиальных изменений в ранее установленный порядок ликвидации несостоятельных предприятий, а дополнительно указал на то, что при недостаточности имущества ликвидация может осуществляться только в формах, установленных законом о несостоятельности. Действовавший до вступления в силу нового ГК и действующий Закон о банкротстве не предусматривают какого-либо особого порядка ликвидации несостоятельных банков за исключением вышеуказанного. То, что право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании коммерческого банка несостоятельным связано с фактом отзыва лицензии, само по себе не означает какого-либо особого порядка ликвидации несостоятельных банков. Следовательно, и до вступления в действие нового Гражданского кодекса ликвидация коммерческих банков при их несостоятельности должна была происходить только после принятия судом либо совместно кредиторами и должником решения о несостоятельности и об открытии конкурсного производства. Это означает, что сложившаяся до вступления в действие части первой Гражданского кодекса практика, когда вслед за отзывом у коммерческого банка лицензии без признания его в установленном порядке несостоятельным происходило формирование ликвидационной комиссии и его ликвидация, являлась незаконной.
Несоблюдение норм Закона о банкротстве при ликвидации несостоятельных коммерческих банков и приводило к неординарным ситуациям, когда составлением актива и пассива и распределением долгов занимался суд, а не конкурсный управляющий, как предусмотрено Законом о банкротстве.
Кроме того, отсутствие судебного решения о признании должника несостоятельным либо добровольного объявления о своем банкротстве не позволяет применить к несостоятельному банку и его кредиторам меры, предусмотренные Законом о банкротстве и направленные на наиболее полное и справедливое удовлетворение требований всех кредиторов, а также порождало множество спорных вопросов, ответы на которые можно было дать только при применении Закона о банкротстве.
Существование такой ситуации, когда юридическое лицо (в данном случае коммерческий банк) является фактически несостоятельным, а удовлетворение требований его кредиторов происходит не в рамках конкурсного производства, приводит к мысли о несовершенстве действующего законодательства. Устранение недостатков посредством внесения изменений в законы достаточно длительный процесс. Поэтому возникает вопрос: можно ли решить данную проблему, используя нормы действующего законодательства? И если можно, то как?
Рекомендуем также почитать:
Перспективы развития системы пластиковых карточек
Банковская пластиковая карточка в Республике Беларусь является платежным инструментом, обеспечивающим доступ к банковскому счету и проведение безналичных платежей за товары и услуги, получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством Республики Бел ...
Виды пластиковых карточек
В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карточки. Пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (54х86х0,76мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. Пластиковые карты различаю ...
Роль Сбербанка на российском рынке пластиковых карт
Сегодня уже трудно представить свою жизнь без пластиковых карт, хотя еще лет 15 – 20 назад многие даже и не подозревали об их существовании. Появился «пластик» в нашей стране в конце 60-х годов прошлого века, но массовое распространение карт в России началось только после того, как российские банк ...