Участившиеся в последнее время сообщения о трудностях, связанных с удовлетворением прав кредиторов обанкротившихся банков, вызывают некоторое недоумение. В данной ситуации суд выполняет такие задачи, которыми ранее он никогда не занимался и вряд ли должен заниматься.
Высказывается мысль о том, что это происходит в результате отсутствия какого-либо правового регулирования указанных вопросов, некоторые предлагают Центральному банку Российской Федерации утвердить отдельную инструкцию по регулированию вопросов, связанных с ликвидацией несостоятельных банков. Однако, по моему мнению, такое положение дел сложилось не по причине пробела в правовом регулировании указанных отношений, а в результате незнания либо неправильного применения норм законодательства о банкротстве Центробанком России и другими субъектами права.
Истинная причина этой проблемы, на мой взгляд, в том, что Центральный банк в своих отношениях с коммерческими банками руководствуется законами о Центральном банке РФ, о банках и банковской деятельности, собственными инструкциями и телеграммами и «забывает», что как его собственная деятельность, так и деятельность коммерческих банков регулируется другими законами и подзаконными актами. Сложности, возникшие при удовлетворении требований кредиторов-вкладчиков, как раз и являются следствием такой «забывчивости».
Отсутствие телеграмм или инструкций Центрального банка РФ, касающихся прекращения деятельности банков, у которых отозвана лицензия, само по себе не означает отсутствия какого-либо правового регулирования в этой области вообще. Существует Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее – Закон о банкротстве), который достаточно подробно регулирует порядок ликвидации несостоятельных предприятий. Можно ли применять нормы указанного Закона к отношениям, связанным с банкротством банков? Законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» установлена только одна особенность производства по делу о несостоятельности коммерческих банков: кредиторы, должник, прокурор вправе обратиться с заявлением о признании коммерческого банка несостоятельным только после отзыва лицензии на право совершения банковских операций (ст. 11 Закона о банкротстве). Таким образом, на Центральный банк РФ возложена функция предопределения, предварительного решения вопроса о несостоятельности банков.
Кроме того, Центральный банк РФ может отозвать лицензию у коммерческого банка вследствие грубых и неоднократных нарушений законодательства. Отзыв лицензии означает невозможность совершения банком каких-либо операций и влечет за собой, как правило, его ликвидацию. Ликвидация юридического лица, в том числе и коммерческого банка, осуществляется в порядке, установленном ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с ней ликвидация юридического лица вследствие грубых и неоднократных нарушений закона или иных правовых актов может быть произведена только по решению суда.
Ликвидация юридического лица может быть произведена также по решению учредителей либо органа юридического лица в связи с истечением срока либо достижением цели, ради которой оно создано. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией или действующее в форме потребительского кооператива благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК вследствие признания его несостоятельным.
Однако сам по себе факт отзыва лицензии у коммерческого банка не является ни официальным решением о признании его несостоятельным, ни официальным решением о ликвидации банка вследствие грубых и неоднократных нарушений им законодательства, поскольку для ликвидации юридического лица (в том числе коммерческого банка) вследствие грубых и неоднократных нарушений закона и иных нормативных актов требуется решение суда, а объявление должника несостоятельным и последующая его ликвидация возможны только двумя способами. Первый – решение суда с последующей ликвидацией (п. 1 ст. 65 ГК РФ). Второй – совместное решение должника и кредиторов об объявлении о своем банкротстве с последующей добровольной ликвидацией (п. 2 ст. 65 ГК РФ). Иных официальных способов признания юридического лица несостоятельным действующее законодательство не предусматривает.
Рекомендуем также почитать:
Кредитно-денежная политика на 2006 г.
Банк России представлял три варианта денежно-кредитной политики на 2006 год. Как сообщали "Ведомости", об этом говорилось в основных направлениях денежно-кредитной политики на 2006 год, представленных Центробанком в Правительство РФ.
В соответствии с первым сценарием, предполагается уме ...
Необходимость управления собственным капиталом банка
Кризисные явления, наблюдаемые в последнее время на мировых финансовых рынках, породили не только пристальное внимание к банковскому бизнесу и системам его оценки, но и к проблемам его регулирования и управления. Безусловно, сложившиеся неблагоприятные условия для банковского бизнеса в первую очер ...
Оценка соответствия сроков привлечения депозитных ресурсов
Депозитными называются операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады, либо на определенные сроки, либо до востребования. На долю депозитных операций обычно приходится основная часть их пассивов.
По срокам депозиты принято подразделять на две группы:
- деп ...