Клиенты – юридические лица Томского филиала АКБ «МБРР» (ОАО) классифицируются на три категории по размеру выручки от продаж: крупный, средний и малый бизнес. Обслуживание крупных и средних компаний с различной отраслевой специализацией было и остается приоритетной задачей в деятельности банка. Основу клиентской базы АКБ «МБРР» (ОАО) составляют компании фиксированной, проводной и мобильной связи, крупные финансовые и страховые компании, ведущие российские экспортеры, предприятия военно-промышленного комплекса, строительные компании, представители российского туристического рынка, крупные торговые предприятия, автодилеры, предприятия киноиндустрии (41; с.3).
Сотрудничество банка с корпоративными клиентами можно проиллюстрировать с помощью следующих показателей. Так, объемы экспортно-импортных операций клиентов банка за 2006 год составили более 474 млн. долларов США (увеличение в два раза по сравнению с 2005 годом). Комиссионные доходы Банка от обслуживания корпоративных клиентов в 2006 году возросли по сравнению с 2005 годом на 77 %. Кредитный портфель (кредиты, выданные корпоративным клиентам) составил на конец 2006 года 22147 млн. рублей.
Московский Банк Реконструкции и Развития на постоянной основе реализует программы по обслуживанию наиболее крупных клиентов, предоставляющих услуги населению. Среди них стоит особо выделить ОАО «Московская городская телефонная сеть», ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и ОАО «РОСНО».
Результатом анализа кредитного проекта, определяющим его качество, является кредитный рейтинг. Под кредитным рейтингом в Методике рейтинговой оценки клиентов понимается оценка кредитного риска, определенная исходя из количественной оценки различного рода факторов (бизнеса, финансового состояния, залога) и распределения степени их влияния на качество кредитного проекта. Кредитный рейтинг формируется по бальной системе, исходя из максимального количества баллов равного 100.
Под совокупным кредитным риском понимаются потенциальные потери, возникающие в результате неисполнения (или исполнения в неполном объеме) клиентами своих обязательств перед банком либо обязательств по сделкам, гарантированным банком. К совокупным кредитным рискам, рассматриваемым в данной Методике, относятся риски, связанные как с осуществлением прямого кредитования заемщиков и оказанием им услуг кредитного характера, так и риски, связанные с предоставлением гарантий, открытием аккредитивов и т.д.
В целях формирования кредитного рейтинга используются различные виды информации, в том числе:
- отчетные формы бухгалтерского учета;
- данные управленческого учета заемщика;
- данные, полученные в устной форме от заемщика и оформленные в виде анкеты клиентскими подразделениями банка и кредитными подразделениями Банка;
- информация, полученная из официальных источников СМИ;
- информация, полученная от сотрудников Банка.
Экспресс-анализ, как правило, заключается в первичном и поверхностном анализе основных финансовых документов предприятия. Экспресс-анализ проводится на этапе рассмотрения кредитной заявки клиента (44; с.172).
Анализ кредитной заявки подразумевает оценку кредитного, юридического риска, риска деловой репутации и других видов риска по основной и обеспечительной сделке.
Анализ кредитной заявки включает:
- первичное рассмотрение заявки;
- анализ кредитоспособности Заемщика;
- оценку обеспечения;
- определение рейтинга кредитного продукта;
- оценку юридических рисков;
- проверку партнеров по сделке службой безопасности.
Анализ кредитной заявки осуществляется следующими подразделениями:
- кредитным подразделением;
- подразделением по анализу банковских рисков;
- юридической службой;
- службой безопасности;
- другими специализированными подразделениями (Департаментом драгоценных металлов и драгоценных камней и др.).
На первом этапе рассмотрения кредитных заявок происходит также отклонение (отказ) кредитных заявок в случае не соответствия их Кредитной политике Томского филиала АКБ «МБРР» (ОАО), а также в случае обнаружения оснований для отказа в предоставлении кредита.
Бухгалтерская отчетность дает возможность проанализировать финансовое состояние заемщика на конкретную дату. Важнейшей информационной базой анализа является бухгалтерский баланс.
Рекомендуем также почитать:
Выводы
Банковский маркетинг представляет собой вид деятельности банка, концепцию и функцию управления, а также особую философию мышления банковского служащего, которые ориентированы на рынок банковских услуг.
По способу общения с клиентурой банковский маркетинг делится на активный и пассивный.
Маркетин ...
Эволюция развития системы расчетов на основе пластиковых карт
Первое предложение о возможном использовании карт как платежного средства было сделано в Англии в конце прошлого века Джеймсом Беллами в книге "Глядя назад". Однако на практике пионерами в этой области стали США. Первыми возникли кредитные карты, которые не были еще ни банковскими, ни пл ...
Тенденции развития фондовой биржи
За последнее время в экономике, и на фондовой бирже в частности, появилось много иностранных слов. Одним из таких является листинг. Листинг – это процедура включения ценных бумаг в котировальный список фондовой биржи. Обратный процесс называется делистингом.
Сегодня доля листинговых ценных бумаг, ...