Такая протекционистская политика государства в отношении национальной банковской системы достаточно успешно реализована в Испании. Это принесло пользу, хотя и применялись жесткие административные ограничения, а деятельность банков была регламентирована. Благодаря этой государственной политике местные банки удалось защитить от конкуренции на внутреннем рынке. Последовавшее за этим выравнивание прав иностранных и отечественных банков стимулировало рост банковских инноваций, но при этом не привело к утрате испанскими банками лидирующих позиций на национальном банковском рынке.
Иначе сложилась ситуация в Италии, где местные банки длительное время были защищены от конкуренции на внутреннем рынке административными преградами. Эта вынужденная мера в условиях, когда государство стремится защитить собственный слабый сектор экономики, была бы оправданна, если бы сопровождалась действиями по ускорению развития. Однако с итальянским банковским сектором этого не произошло, потому дальнейшая либерализация правил проникновения иностранных банков на внутренний рынок стала серьезным вызовом для местных финансово-кредитных учреждений, которые постепенно сдают свои позиции.
Примером сложности процесса принятия решений о допуске на внутренний рынок иностранных финансово-кредитных учреждений является Япония. В настоящее время японское законодательство не делает отличия между иностранными и отечественными банками. Однако до 1979 г. к этому вопросу подходили по-другому, потому и климат для открытия новых отделений иностранных банков в стране был неблагоприятным. Перед ними ставили жесткие барьеры, препятствовавшие их проникновению. Пересмотр в 1970 г. отношения к росту иностранного присутствия в национальном банковском секторе был обусловлен следующими факторами:
— крупнейшие японские банки стремились расширить свое присутствие за границей, поддерживая динамично развивавшийся промышленный сектор. Вместе с тем открытие их отделений в других странах при отсутствии взаимопонимания в данном вопросе крайне усложнилось;
— высокие темпы роста национальной экономики требовали иностранных инвестиций, источником и проводником которых могли стать иностранные банки;
— необходимость улучшения экономических отношений с США, которые ухудшились в результате торговых войн;
— стремление лидирующих политиков и финансистов к либерализации банковского дела в стране для превращения Японии в валютно-финансовый центр Азии.
Анализ развития национальной банковской системы, а также приведенные примеры позволяют утверждать, что стратегия сознательного сдерживания резкого проникновения иностранных банков на внутренний банковский рынок реализуется не всегда. Как уже указывалось, системные банковские кризисы вынуждают власти стран-реципиентов отменять ограничения в деятельности иностранных банков и выставлять на продажу те из них, которые нуждаются в санации. При этом более привлекательны с точки зрения инвестирования денежных средств крупные государственные и коммерческие банки. Таким образом, происходит масштабное и практически нерегулируемое проникновение иностранных учреждений на местные банковские рынки.
Такой сценарий развития событий стал следствием финансового кризиса 1990-х годов в странах Латинской Америки, когда под иностранный контроль перешли не только мелкие специализированные кредитные учреждения, но и крупные банки региона. Причиной были стремление власти к как можно скорейшему возрождению финансового рынка и отсутствие других конструктивных альтернатив реализации этой задачи, кроме открытия внутреннего рынка для иностранцев.
В Юго-Восточной Азии преодоление последствий финансового кризиса также было невозможно без финансовой помощи стран — лидеров мировой экономики. Западные государства обеспечили открытие местного инвестиционного рынка для собственных кредитных учреждений. Как и в Латинской Америке, в Азии иностранные кредитные институты в результате приватизации банков и либерализации доступа нерезидентов к участию в их капитале, придя в регион, принесли кроме капитала также современные технологии и высокие стандарты кредитной политики и качества услуг. Местные банки были поставлены перед выбором: либо подниматься до их уровня, либо уступить свое место на рынке.
Рекомендуем также почитать:
Выбор базовой стратегии деятельности банка
Стратегия банка - это концептуальная основа его деятельности, определяющая приоритетные цели, задачи и пути их достижения и отличающая банк от конкурентов. Она служит ориентиром для принятия ключевых решений, касающихся будущих рынков, продуктов, организационной структуры, прибыльности и профиля р ...
Направления развития механизмов расчетов
пластиковыми картами и возможности интеграции российских платежных систем
С 1 января 2011 года на территории 32 европейских стран все местные эмитенты должны будут выпускать платежные карты с чипом — так называемые смарт-карты. В России доля таких карт составляет лишь 30–40% от общего объема эмитированных, но, очевидно, скоро вырастет.
Полная миграция на смарт-карты ст ...
Методы улучшения
финансовых результатов деятельности банка
В результате анализа всего вышеизложенного в данной дипломной работе можно выделить основные проблемы финансового положения КФ АО «Альянс Банка» в условиях финансового кризиса:
- снижение собственной капитальной базы;
- привлечении «коротких» ресурсов и размещении их в долгосрочные активы, что я ...