Структура рынка кредитования малого и среднего бизнеса по регионам РФ остается неизменной в течение последних нескольких лет. Лидирует Центральный ФО с долей порядка 38% (и около 20-22% рынка приходится на Москву), за ним следует Приволжский ФО (его доля – 18-19%), на третьем месте Северо-Западный ФО (около 13%, причем порядка 6,5% приходится на Санкт-Петербург).
С каждым годом малый и средний бизнес играет все более заметную роль в экономике областного центра: его развитие способствует увеличению объема налоговых поступлений, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами. Уровень развития малого предпринимательства является одним из важнейших показателей социальной ориентации современной рыночной экономики. Но непременным условием успеха в развитии предпринимательства остаётся всесторонняя и стабильная поддержка, оказываемая органами власти на местах.
Послекризисный период – весь 2009 год – был сложным и для российской экономики, и для банков. Объемы промышленного производства в Оренбургской области сократились по сравнению с 2008 г. на 9%; в обрабатывающих отраслях на 15%; инвестиции в основной капитал уменьшились на 21%, что повлекло сокращение объема в строительстве почти на одну треть.
Банковские услуги в регионе оказывают 830 подразделений кредитных организаций. Самыми многочисленными являются дополнительные офисы (их 268) и операционные кассы (444). Практически они обеспечивают банковскими услугами сельских жителей. Показатель насыщенности банковскими услугами на 100 тыс. населения составил 16,5 единицы и остался на прежнем уровне.
Структура банковского сектора Оренбургской области характеризуется высокой степенью концентрации в крупных городах области. Во всех административных образованиях области функционируют подразделения кредитных организаций, в большинстве районов – Поволжского банка Сбербанка России ОАО, Оренбургского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» и регионального ОАО «БАНК ОРЕНБУРГ».
Вклад банковского сектора области в развитие малого и среднего бизнеса характеризуется следующими показателями (см. таблицу 2.1.1 и рис. 2.1.1).
Таблица 2.1.1
Объём кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего бизнеса в Оренбургской области (млн. руб.)
Объем предоставленных кредитов | ||||
в рублях |
в иностранной валюте и драгоценных металлах | |||
Субъектам малого и среднего предпринимательва |
Из них: |
Субъектам малого и среднего предпринимательва |
Из них: | |
индивидуальным предпринимателям |
индивидуальным предпринимателям | |||
01.07.2009 |
9 295,9 |
1 726,1 |
32,0 |
0,0 |
01.07.2010 |
17 269 |
3 171 |
27,0 |
0 |
Рис. 2.1.1 – Объём кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего бизнеса в Оренбургской области в 2009-2010 гг. (по данным «Бюллетеня банковской статистики»)
В Оренбурге поддержка бизнеса осуществляется в различных формах: путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления льгот по арендной плате для начинающих предприятий, дотацией банковского кредитования, организацией информационно-консультативных семинаров. Все основные направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства отражены в областной целевой программе «О развитии малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге на 2009-2011 гг.».
Рекомендуем также почитать:
Сущность и формы кредита
Изобретение кредита вслед за деньгами является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сократилось время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Предприятие-заемщик за счет дополнительного привлечения ресурсов получило возможность их преумножить, расширить хозяйство, ус ...
Выбор базовой стратегии деятельности банка
Стратегия банка - это концептуальная основа его деятельности, определяющая приоритетные цели, задачи и пути их достижения и отличающая банк от конкурентов. Она служит ориентиром для принятия ключевых решений, касающихся будущих рынков, продуктов, организационной структуры, прибыльности и профиля р ...
Совершенствование нормативной базы – основа для
развития розничных банковских услуг
Специалисты международной консультативной группы (CGAP), рассмотрев состояние дистанционного банкинга в России, для максимизации потенциала дистанционного банкинга предложили изменить российское законодательное обеспечение платежных услуг и внести изменения в Закон о банках, чтобы:
- разрешить аг ...