Специалисты международной консультативной группы (CGAP), рассмотрев состояние дистанционного банкинга в России, для максимизации потенциала дистанционного банкинга предложили изменить российское законодательное обеспечение платежных услуг и внести изменения в Закон о банках, чтобы:
- разрешить агентам оказывать более широкий спектр услуг, таких как обработка и выдача займов и привлечение вкладов;
- устранить ограничения в отношении получателей платежей и плательщиков по агентским схемам (т.е. не ограничиваться физическими лицами).
Кроме того, для содействия банковскому обслуживанию населения отдаленных территорий РФ в аналитической записке CGAP рекомендуется разрешить почтовым отделениям выступать агентами банков.
В соответствии с рекомендациями специалистов CGAP в России было бы целесообразно принять закон о национальной платежной системе. Такой закон должен прояснить статус небанковских поставщиков услуг по приему платежей, а на его основе могут быть разработаны другие нормативные акты, разъясняющие технику оказания таких услуг.
Помимо этого, закон мог бы разрешить Центральному банку Российской Федерации устанавливать минимальные требования к созданию и деятельности небанковских платежных агентов, в том числе требования к их капиталу и ликвидности, ограничения на вложение средств и требования к отчетности.
Помимо этого, закон мог бы дать право Банку России проводить проверки небанковских поставщиков платежных услуг разъясняющий деятельность платежных агентов по приему платежей физических лиц, несколько сузил возможную сферу деятельности небанковских организаций, чем существенно ограничил конкуренцию банковских и небанковских организаций на рынке розничных платежных услуг.
Для целей дистанционного банкинга было бы полезно установить четкое разграничение ролей регулятора банковской сферы и регулятора телекоммуникаций, а также ввести четкий, безопасный и надежный режим осуществления операций в электронной торговле.
Регулирование электронных денег должно быть пропорционально существующим рискам.
Для некредитных организаций - эмитентов электронных денег следует установить обязательные правила: например, в части максимальной суммы операции на одного клиента и максимальной суммы остатка на счетах электронных денег, нормы ликвидности и платежеспособности, а также в части доверительного хранения чистого дохода клиентов на счетах электронных денег.
Мировые тенденции развития нормативно-законодательного обеспечения предполагают создание конкурентной среды в области предоставления платежных услуг.
Так, например, Европейской комиссией была принята Директива о платежных услугах, призванная упорядочить рынок платежей, согласно которой на этом рынке должны конкурировать три типа организаций: банки (и другие кредитные учреждения), специализированные платежные учреждения и учреждения электронных денег.
Указанная Директива определяет современные и согласованные юридические рамки для платежных услуг, устанавливает правила осуществления платежных операций с использованием электронных средств.
В России дистанционный банкинг в перспективе способен повысить доступность финансовых услуг для физических и юридических лиц. Для этого, помимо развития информационных и коммуникационных технологий, необходима современная нормативно-правовая база, которая:
- позволит использовать широкий круг агентов для оказания разнообразных услуг за пределами банковских офисов, увеличив тем самым количество точек обслуживания;
- упростит порядок открытия счетов (как с личным присутствием, так и дистанционно), идентификации клиентов и требования отчетности для всех видов финансовых транзакций без ущерба для соответствующих стандартов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма;
- позволит широкому кругу организаций (подлежащих соответствующему надзору) оказывать расчетно-платежные услуги и выпускать электронные деньги, что будет способствовать появлению различных инноваций.
Предполагается, что новая концепция нормативно-правового регулирования дистанционного банкинга с охватом всех видов платежей будет содержаться в разрабатываемом законе "О национальной платежной системе", в котором следует:
дать юридическое определение платежа;
установить регулирование платежных отношений;
раскрыть процедуры регулирования платежных методов;
Рекомендуем также почитать:
Анализ расходов
При проведении анализа совокупных расходов, как и доходов банка, необходимо исходить из деления их на процентные и непроцентные.
Процентные расходы составляют, как правило, большую часть расходов. Они включают в свой состав:
- проценты по вкладам и депозитам населения;
- проценты по счетам орга ...
Виды предоставляемых
кредитов под залог векселей и прав требования
Предоставление кредитов Банка России, обеспеченных нерыночными активами или поручительствами, осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами" ...
Стороны кредитного договора
кредитный договор ссуда заем
Сторонами кредитного договора, являются кредитодатель и кредитополучатель.
Круг субъектов, которые могут выступать на стороне кредитодателя, законодательно ограничен. К таковым относятся банки и небанковские кредитно-финансовые организации, имеющие соответствующие ли ...