В разных странах применяются различные методы оценки кредитоспособности заемщика. Их особенности определяются законодательством, культурой, традициями стран, а также многими другими факторами. Но есть у них и схожие черты. Рассмотрим все это на примерах нескольких стран [26, c. 17].
В практике банков США применяется "Правило шести Си", в которых критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву "C":
1. (Character) Характер заемщика.
2. (Capacity) Способность заимствовать средства.
3. (Cash) Денежные средства. Ключевой момент любой кредитной заявки состоит в определении возможностей заемщика погасить кредит. В целом заемщик имеет только три источника погашения полученных им кредитов:
- потоки наличности;
- продажа или ликвидация активов;
- привлечение финансов.
4. (Collateral) Обеспечение.
5. (Conditions) Условия.
6. (Control) Контроль. Контроль сводится к получению ответов на такие вопросы, как: насколько изменение законодательства, правовой, экономической и политической обстановки может негативно повлиять на деятельность заемщика и его кредитоспособность?
Легко заметить, что и "6 C" не лишены недостатков. Названные показатели, за некоторым исключением, не могут быть выражены непосредственно в цифровых величинах. Значит, и тут возникают проблемы надежности аргументации в пользу того или иного вывода. Многие показатели рассчитываются исходя из данных об остатках, а не оборотах.
Американские банки используют четыре группы основных показателей:
· показатели ликвидности фирмы;
· показатели оборачиваемости капитала;
· показатели привлечения средств;
· показатели прибыльности.
К первой группе относятся коэффициент ликвидности (Кл) и коэффициент покрытия (Кпокр). Коэффициент ликвидности - соотношение наиболее ликвидных средств и долгосрочных долговых обязательств. Ликвидные средства складываются из денежных средств и дебиторской задолженности краткосрочного характера. Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам. Коэффициент ликвидности прогнозирует способность заемщика оперативно и в срок погасить долг банку на основании оценки структуры оборотного капитала. Чем выше коэффициент ликвидности, тем выше кредитоспособность. Коэффициент покрытия - соотношение оборотного капитала и краткосрочных долговых обязательств.
Данный коэффициент показывает предел кредитования и достаточность всех видов средств клиента для погашения долга. Если коэффициент покрытия менее 1, то границы кредитования нарушены, и заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным.
Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе, отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста коэффициента покрытия. Например, при увеличении значения этого коэффициента за счет роста запасов и одновременном замедлении их оборачиваемости нельзя делать вывод о повышении кредитоспособности заемщика.
Коэффициенты привлечения (Кпривл) образует третью группу оценочных показателей. Они рассчитываются как отношение всех долговых обязательств к общей сумме активов или к основному капиталу; показывают зависимость фирмы от заемных средств. Чем выше коэффициент привлечения, тем хуже кредитоспособность заемщика.
С третьей группой показателей тесно связаны показатели четвертой группы, характеризующие прибыльность фирмы. К ним относятся: доля прибыли в доходах, норма прибыли на активы, норма прибыли на акцию. Если растет зависимость фирмы от заемных средств, то снижение кредитоспособности, оцениваемой на основе Кпривл, может компенсироваться ростом прибыльности.
Для получения информации, характеризующей финансовое состояние фирмы, можно воспользоваться данными "DUN & BRADSTREET", которая собирает сведения примерно о 3 млн. фирм США и Канады и предоставляет ее по подписке. Более детальная информация об отдельных фирмах сообщается в виде финансовых отчетов, наиболее распространенный из них - "Информация о деловом предприятии". Помимо указанных отчетов, "DUN & BRADSTREET" публикует еще несколько видов документов, один из самых полезных - "Отчет о ключевых финансовых статьях", содержит значительно более подробную информацию о фирме. Имеется также большое количество справочников и аналитических отчетов, которые могут быть использованы в кредитной работе. Например, ассоциация "ROBERT MORRIS ASSOCIATES" публикует совокупные финансовые отчеты и рассчитывает коэффициенты по 300 отраслям хозяйства. Но наибольшей популярностью пользуются запросы у других банков, уже имевших в прошлом контакты с данным клиентом, и у его торговых партнеров. Эти сведения особенно ценны, так как они основаны на прошлом опыте прямого общения с данной компанией. Однако следует учитывать, что умышленное искажение или ненадлежащее использование конфиденциальной информации может нанести существенный вред участвующим сторонам. Особенно опасно разглашение полученных сведений, поскольку если клиент узнает, что банк получил о нем нелестный отзыв от своего поставщика, он, скорее всего, откажется от услуг этого поставщика. Если же случай с разглашением конфиденциальной информации получит широкий резонанс, банку уже никто не предоставит сведений такого рода. Поэтому в деловом мире неукоснительно соблюдаются правила передачи конфиденциальной информации. В банковском деле США этот процесс регулируется «Этическим кодексом об обмене банков информацией о кредитоспособности коммерческих фирм», разработанным ассоциацией Роберта Морриса [5, c. 114].
Рекомендуем также почитать:
Отличие страховых услуг в России и за рубежом
Современный российский рынок страхования жизни находится лишь на этапе зарождения. Основными причинами такого его состояния являются низкий уровень платежеспособности населения, низкая страховая культура, недоверие к финансовым институтам, и к страховщикам в частности, недостаточный уровень капита ...
Стpуктуpа и цель валютного законодательства Pоссийской Федеpации
Pазговоp о том, какой должна быть цель валютного законодательства в стране необходимо начать с основного: валютной гpаницы стpаны. Дело в том, что каждая стpана имеет много гpаниц: это - гpаница геогpафическая, где кончается ее теppитоpия и начинается чужая, это гpаница таможенная, за котоpой това ...
Оценка изменений и факторов обусловивших изменения
показателей деловой активности
Таблица 1.2.1.
Сравнение результатов работы банка 2004-2005 г.
Показатель
2004 год
2005 год
Абсолютный прирост
Темп роста
Пассивы банка
1 560 134 440,00
1 654 045 248,00
93 910 808,00
106,02
Активы банка
1 560 134 440,00
1 654 045 248,00
93 910 808,0 ...