Покупатель приобретает что-либо в торговой точке благодаря тому, что эту покупку оплачивает магазину банк. Для продавцов это выгодно, поскольку торговля в рассрочку с использованием "беспроцентных кредитов" привлекает новых покупателей, т.е. увеличивает ритейлерам (розничным сетям) объемы торгового оборота. Но расплачиваться приходиться обыкновенному некредитующемуся покупателю.
Самый простой и выгодный способ - повышение цен на товары как раз на те самые несколько процентов. Это позволяет ритейлерам и банку компенсировать проценты и увеличить свою прибыль как за счет привлечения новых покупателей в рассрочку, так и за счет роста цен для клиентов нессудозаемщиков.
Данный нетрадиционный маркетинговый ход привлекает в торговые точки не только потенциальных заемщиков, но и обычных покупателей. Какую же выгоду извлекают банки, предоставляя беспроцентные кредиты? На самом деле, любой беспроцентный кредит - это хитрая рекламная акция. Например, при автокредитовании данный беспроцентный кредит окупается не только комиссией за открытие и ведение ссудного счета, но и агентским вознаграждением, получаемым от страховой компании за привлекаемого клиента, данное агентское вознаграждение может достигать 25% от страховой премии, т.е. платы за страхование автомобиля. Кроме того, по беспроцентному кредиту банк помимо каско обязывает заемщика собственную жизнь. Объясняется это тем, что с каждого оформленного страхового полиса банк тоже получает проценты.
Активное развитие рынка кредитования привело к возникновению ряда проблем, одна из которых - отсутствие прозрачности условий кредитования, предлагаемыми различными кредитными организациями.
Потенциальным заемщикам сложно определить реальную стоимость кредитных продуктов. Даже если все кредитные организации начнут подробно раскрывать в своей рекламе информацию обо всех дополнительных платежах и будут печатать данную информацию крупным шрифтом в кредитном договоре, это все равно не даст возможности обычным гражданам объективно сравнить кредитные продукты разных банков, т.е. оценить предложения нескольких кредитных организаций.
Рядовому потребителю необходим простой и понятный ориентир, на основе которого он мог бы сравнивать различные предложения банков. В данном случае необходимо воспользоваться опытом развитых стран.
В качестве основного критерия, по которому заемщик смог бы оценить реальную стоимость кредита независимо от того, какие ставки и комиссии использует банк для увеличения доходности, предлагается использовать эффективную годовую процентную ставку (Annual Percentage Rate of Change, сокращенно APR), которая применяется при кредитовании физических лиц в Великобритании с 1974 года.
Данный показатель является объективной оценкой реальной стоимости потребительского кредита и может служить основным ориентиром для клиентов, делающих выбор в пользу того или иного кредитного продукта.
Публикация в рекламе размера эффективной годовой процентной ставки внесла бы необходимую прозрачность, что позволило бы каждому клиенту сделать свой правильный выбор.
Основным событием на рынке кредитования стало вступление в силу с 1 июля 2007 года указания ЦБ, по которому банки обязаны сообщать своим клиентам эффективную процентную ставку по кредитам.
Банки отреагировали на это переориентацией в развитии своих предложений от экспресс-кредитования в торговых точках к продвижению своих карточных продуктов и кредитов на неотложные нужды.
Пластиковые карты действительно являются альтернативой экспресс-кредитованию в торговых точках, так как имеют соизмеримые с ними кредитные лимиты и позволяют оплачивать товары в тех же местах.
В договоре предоставления кредита, помимо процентов по ссуде и других выплат, приведенных отдельно, должна быть указана цифра эффективной процентной ставки, то есть суммарный процент с учетом всех платежей по кредиту (см. табл.13).
Таблица 13 - Расчет эффективной процентной ставки по методике ЦБРФ [7].
Включается в расчет |
Не включается в расчет |
Проценты по кредиту |
Комиссия за досрочное погашение ссуды |
Комиссия за оформление |
Комиссия за снятие ссуды наличными деньгами (за кассовое обслуживание), в том числе через банкомат |
Комиссия за выдачу кредита | |
Комиссия за сопровождение кредита | |
Сбор за открытие счета |
Штрафные санкции, неустойки за нарушение условий договора |
Сбор за ведение счета | |
Плата за государственную регистрацию передаваемого в залог имущества |
Комиссия за погашение ссуды наличными деньгами (за кассовое обслуживание), в том числе через банкомат |
Плата за оценку передаваемого в залог имущества | |
Плата за услуги нотариуса |
Штрафные санкции за использование кредитной линии сверх установленного лимита |
Плата за услуги по страхованию жизни заемщика | |
Иные платежи, перечисляемые в пользу банка |
Плата за предоставление выписки по счету |
Рекомендуем также почитать:
Стороны кредитного договора
кредитный договор ссуда заем
Сторонами кредитного договора, являются кредитодатель и кредитополучатель.
Круг субъектов, которые могут выступать на стороне кредитодателя, законодательно ограничен. К таковым относятся банки и небанковские кредитно-финансовые организации, имеющие соответствующие ли ...
От разрозненных оценок кредитоспособности к формированию единых источников
информации о заемщиках
Одним из путей снижения кредитного риска для коммерческих банков, а в совокупности и снижения кредитных ставок является процесс создания кредитного бюро. Федеральным законом «О кредитных историях» № 218-ФЗ от 30 декабря 2004г. установлено, что с 1 сентября 2005 года кредитные организации должны пр ...
Операции предприятий с векселями
Среди участников рыночных отношений широко распространены ряд схем работы с векселями:
1. Выпуск предприятиями векселей для оформления товарных кредитов.
Предприятие эмитирует вексель и расплачивается им за полученные товары (услуги). В дальнейшем оно может принять вексель от этого же или друго ...