Характеристика инфраструктуры обслуживания пластиковых карт в России
Страница 4

Материалы » Эффективность использования пластиковых карт в банковской системе РФ » Характеристика инфраструктуры обслуживания пластиковых карт в России

Рост общего количества и объемов (денежной величины) операций по снятию наличных и платежных транзакций, совершаемых посредством банкоматов, сопровождается и расширением функциональности этих устройств самообслуживания. Если в начале 2000-х годов функциональность типичного банкомата ограничивалась выдачей наличных, распечаткой квитанции и информацией об остатке средств на счете, то сейчас устройства банковского самообслуживания могут выполнять до десятка различных функций. Более того, последние разработки платежных систем позволяют пользоваться банкоматами не только держателям карточек, но и тем, кто вообще не имеет счета в банке (так называемые unbanked), что существенно расширяет круг клиентов, пользующихся банковскими/финансовыми услугами.

Изменения в сегменте банкоматных услуг сопровождаются и увеличением числа бизнес-моделей, которые применяют участники этого сегмента. Доминирование зарплатной модели развития карточного бизнеса сохраняется, однако многие крупные российские банки постепенно перестают рассматривать банкоматы в качестве простого приложения к зарплатным проектам. Стратегия увеличения количества банкоматов, устанавливаемых за пределами банковских офисов (off-premise банкоматов), теперь рассматривается ретейловыми банками не в контексте увеличения зарплатных проектов, а как способ повышения доходов от розничных комиссий с держателей карточек и interchange fees. Полнофункциональные банкоматы, устанавливаемые как off-premise, так и в банковских отделениях и точках продаж, становятся инструментом укрепления взаимоотношений с клиентами, важным каналом продаж разнообразных банковских продуктов. При таком стратегическом подходе к организации ретейлового бизнеса эффективность банкоматов оценивается не с точки зрения объема совершенных транзакций или суммы выданных в месяц наличных, а исходя из общих результатов работы отделения в целом. Родившаяся в США и странах Азиатско-Тихоокеанского региона концепция автоматизированного банковского отделения, в котором обычные, рутинные операции клиенты совершают в устройствах самообслуживания (банкоматах, платежных терминалах, информационных киосках), а сотрудники банка выполняют функции консультантов, специалистов по финансовому планированию, также может быть взята на вооружение крупными российскими кредитными учреждениями, посвятившими значительную часть своего бизнеса работе с розничными клиентами. Устройства банковского самообслуживания, устанавливаемые в крупных предприятиях торговли и сервиса, способствуют повышению оборотов этих предприятий и повышают их заинтересованность в осуществлении кобрендовых проектов с владельцами банкоматов.

Ускоренное развитие сегмента банкоматных услуг ведет и к изменениям в отношениях между владельцами банкоматных сетей, независимыми провайдерами услуг по процессингу транзакций и техническому обслуживанию, производителями и поставщиками систем самообслуживания. Ретейловые банки все больше концентрируют свое внимание на ключевых составляющих бизнеса — продажах, разработке новых продуктов и услуг, их маркетинге и укреплении взаимоотношений с клиентами, в то время как большинство операций, не относящихся к основному виду или направлению деятельности, постепенно переходят в область аутсорсинга. Варьировать стратегию, бизнес-модели и целевые сегменты потребителей невозможно, если банкоматы обладают одинаковой и слишком ограниченной функциональностью. Желательно, чтобы те функции, которые выполняют банкоматы, адресовались определенной группе потребителей, которым эти функции необходимы и полезны. Сравнительная функциональность банкоматов, установленных в России и зарубежных странах представлена на рис. 2.5.

Согласно результатам рыночного исследования RBR, самыми популярными возможностями, которыми оснащены банкоматы в России, являются: снятие наличных, выдача квитанции о транзакции, оплата услуг мобильной связи, банковская реклама, смена ПИН-кода, совершение транзакции по снятию наличных в различных валютах. Полный перечень функций, выполняемых банкоматами на территории России, регулярно расширяется. Понятно, что некоторые функции, выполняемые банкоматами, отражают специфические страновые или местные особенности. Приведенную выше таблицу можно рассматривать как попытку сопоставить более или менее распространенные функции, выполняемые банкоматами в России и за рубежом.

Все перечисленные выше изменения в сегменте банкоматных услуг в России приводят, как мы уже отмечали выше, к существенным изменениям во взаимоотношениях между его участниками. Перестройка стратегий банков в области самообслуживания неизбежно влечет за собой изменения в стратегиях производителей и поставщиков решений.

С точки зрения распространенности на рынке устройств самообслуживания различных поставщиков структура российского рынка почти аналогична той, которую мы видим сегодня на рынке стран Восточной Европы в целом.

Последние пять лет производители большой тройки — NCR, Wincor Nixdorf и Diebold — с переменным успехом конкурируют по объему продаж, однако по суммарному размеру инсталляционной базы NCR далеко опережает всех остальных поставщиков, являясь старейшим игроком на рынке. До начала 2000-х годов корпорация NCR была единственным из работающих в России производителем банкоматов, ведущим коммерческую деятельность напрямую — через свое дочернее предприятие и одновременно официального представителя «Эн.Си.Ар., NCR A/O», существующее с 1997 г. Остальные игроки — Diebold и Wincor Nixdorf (до 2000 г. Siemens Nixdorf) — осуществляли как продажи, так и послепродажное обслуживание банкоматов через российских партнеров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также почитать:

Оценка основных тенденций развития российского рынка банковских пластиковых карт
В период с 2001 по 2007 г. эмиссия международных и российских карточек возросла с 10,6 млн. до 96,3 млн. штук, или более чем в 9 раз (Рис. 2.1). Рис.2.1. Объёмы эмиссии пластиковых карт с 2002 по 2007год, млн. штук[27] За тот же период оборот по карточкам (без пересчета на темпы роста инфляции ...

Функция денег как средства платежа
Основной особенностью функции денег как средства платежа является существование разрыва во времени между движением денег и движением товаров и услуг. Часто в момент совершения купли-продажи товара покупатель не имеет денег для его оплаты. Следовательно, в рамках функции средства обращения такая сд ...

Анализ доходов и расходов АО «БТА Банка»
В современных рыночных отношениях источниками доходов банков являются различные виды бизнеса: ссудный бизнес, дисконт – бизнес, гарантийная деятельность банка, охранный бизнес, бизнес с ценными бумагами, бизнес, основанный на приеме вкладов и осуществлении операций по поручению клиента и т.д. Все ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru