Любой банк, как посредник, обеспечивает кругооборот денежных средств, их накопление и перераспределение. В своей деятельности банк опирается на денежные средства, находящиеся в его распоряжении. Функция посредника предполагает выполнение двух основных операций – привлечение средств и размещение средств. Привлекать средства банк может только у физических и юридических лиц.
Основное число клиентов банка составляют физические лица, кроме того, сравнительно небольшие (по сравнению с депозитами юридических лиц) вклады населения составляют основу ликвидности банка. Кроме размещения своих временно свободных средств во вклады и депозиты, у физических лиц имеется потребность в текущих платежах. Один из законов рыночной экономики – «спрос определяет предложение». И, не в последнюю очередь, он касается банковской сферы. Именно банки призваны взять на себя обеспечение финансового потока между физическими лицами и получателями (организациями, предоставляющими услуги населению). Причин для этого несколько:
- прохождение платежей через банковские счета обеспечивает прозрачность платежей для контролирующих органов государства;
- такие операции обеспечивают своевременность платежей, и, как следствие, нормальное функционирование организаций;
- сокращение временных издержек населения для производства таких платежей;
- это выгодно банку, поскольку позволяет ему аккумулировать денежные средства на расчетных счетах юридических лиц и использовать эти средства в своих целях в течение определенного промежутка времени. [19, c.142]
Расчетно-кассовые операции коммерческого банка помимо того, что приносят банку определенный доход, являются также показателем уровня доверия к банку со стороны его клиентов. Вообще вопрос доверия в банковской сфере является краеугольным. Принято считать, что доверие со стороны клиентов определяется платежеспособностью банка. Платежеспособность банка зависит от уровня доверия клиентов. И этот вопрос для банка один из важнейших. Для завоевания доверия, которое также означает привлечение дополнительного количества физических лиц, банк обязан обеспечить максимально комфортные условия. Комфорт в данном контексте означает не только приветливость в общении с операционистом и отсутствие очередей, но и компетентность и профессионализм сотрудников банка, их желание работать с клиентом, такт, понимание его проблем. Клиент (физическое лицо) ожидает от банка, прежде всего, квалифицированной помощи при реализации своих потребностей, он не желает разбираться в бухгалтерии банка, ему безразличны проблемы банка, средний клиент не любит заполнять большие формы, стоять в очереди, читать длинные инструкции, задавать вопросы и т.п. Средний клиент (абсолютное большинство) любит, чтобы в банке было все просто и понятно – пришел, заплатил (получил), подписал и ушел. Но банк не может просто принять или выплатить денежные средства, нужно правильно оформить поступление или выплату, соотнести эти операции с действующими правилами, а, значит, клиент должен заполнить определенные бумажные формы, подписать документы, т.е. потратить свое время. Налицо конфликт интересов. И банк обязан превратить эту достаточно конфликтную ситуацию в обычную и необременительную для клиента операцию. В банк придет только тот клиент, кто захочет туда прийти и другого способа привлечь человека (кроме административных) не существует. [20, c.141]
Таким образом, главным резервом развития расчетно-кассовых операций в АО «Евразийский банк» является решение проблем общения и отношений с клиентами – физическими лицами. По большому счету речь идет о решении сразу двух проблем:
- вопрос подготовки квалифицированных кадров;
- вопрос постоянного мониторинга потребностей и пожеланий своих клиентов (обратная связь).
Немаловажным фактором в деятельности банка является реклама. За счет рекламы банк дает возможность познакомиться с ним, познакомит с операциями, которые он осуществляет, но самым главным моментом является то, что за счет нее банк привлекает новых клиентов. Однако такие виды рекламы, как: объявления на электронных счетах, где написано только одно имя банка или информация в газетах о том, что данный банк осуществляет такие-то виды услуг в большинстве случаев не приносят для банка никаких результатов.
Рекомендуем также почитать:
Деньги, их сущность и функции
Экономическая природа и основные этапы развития денег
Для натурального хозяйства, свойственного низкому уровню развития производительных сил, характерным было производство продукции для собственного потребления. Обменивались лишь оставшиеся излишки. Общественное разделение труда вызвало к жизни п ...
Дивидендная политика Сбербанка России
Дивидендная политика Сбербанка РФ разработана в соответствии с Гражданским Кодексом РФ [1], Федеральным законом «Об акционерных обществах» [2], Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» [3], Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» [4], Инструкцией Банка России от 10 марта 2006 г. ...
Правовые основы открытия счетов в коммерческих банках
расчетный кассовый банк операция
Хозяйствующий субъект - потребитель банковских услуг, или предприятие, сталкивается с проблемой большого количества кредитных организаций. Для того чтобы сделать правильный выбор, необходимо четко представлять себе, какие банки существуют и каковы виды оказываемых ...