Далее анализируются источники получения дохода заемщика:
1) заработная плата по основному месту работы, включая доход за сверхурочную работу;
2) премии;
3) доходы от работ по совместительству;
4) доход, полученный в форме комиссионного вознаграждения;
5) доход в виде дивидендов и процентов,
6) пенсионные выплаты и стипендии;
7) чистый доход в форме арендной платы;
8) алименты и пособия на детей;
9) ожидаемое увеличение размера дохода, если имеется документальное подтверждение от работодателя.
В случае подачи заявления на получение жилищного ипотечного кредита заемщика, имеющего собственное дело, эксперт по андеррайтингу проводит оценку устойчивости и жизнеспособности бизнеса потенциального клиента, выявляя достоверность представленных финансовых отчетов. На основании данной проверки устанавливаются тенденции изменения доходов предприятия клиента, а также его личных доходов.
Следующим этапом оценки платежеспособности заемщика является анализ расходов заемщика. В настоящее время в структуре расходов заемщика выделяют три группы, объединенные по степени их регулярности и целевому назначению: 1) ежемесячные будущие расходы заемщика, связанные с приобретаемым жильем (налоги на имущество, страхование недвижимого имущества, платежи по ипотечному кредиту, выплаты, связанные с эксплуатацией жилья, др.); 2) ежемесячные существующие расходы заемщика, связанные с имеющейся у него собственностью; 3) ежемесячные расходы по выплате подоходного налога, др. налоговые и страховые платежи, связанные с движимым и недвижимым имуществом; 4) регулярные платежи, связанные с поддержание жизнедеятельности заемщика и его семьи (питание, образование детей, медицинское обслуживание); 5) расходы заемщика, связанные с отдыхом, развлечениями, дорогостоящим хобби; 6) другие постоянные и обязательные расходы заемщика, производимые ежемесячно или с другой периодичностью в течение года.
Оценка платежеспособности рассчитывается как разность между среднемесячным совокупным доходом заемщика и общей суммой его расходов. При этом ипотечные кредитные организации считают оценку платежеспособности заемщика положительной, если данная разность составляет не менее 45 % в совокупном доходе заемщика и покрывает сумму ежемесячных выплат по ипотечному кредиту.
Для выявления полной платежеспособности заемщика проводится анализ денежных и иных материальных активов заемщика, т.е. проводится оценка достаточности наличных денежных средств для оформления жилищной ипотечной кредитной сделки (см. табл.1).
Таблица 1 Разовые расходы при оформлении ипотечной сделки
Источники денежных средств, необходимых заемщику при оформлении ипотечной сделки |
Разовые расходы заемщика, связанные с приобретением жилья и получением ипотечного кредита |
Пример расчета (стоимость квартиры 3500 т.р.) |
1) Сбережения заемщика. 2) Собственные средства заемщика, получаемые от продажи принадлежащей ему собственности (до выдачи кредита). 3) Подарки от членов семьи с письменным подтверждение того, что по ним не будет потребована оплата. 4) Подарки или гранты некоммерческих организаций с письменным подтверждением того, что по ним не будет потребована оплата. 5) Подарки или гранты от работодателя, выданные в рамках программы оказания помощи сотрудникам, которые не подлежат возврату и могут быть исполнены по обязательствам при первой ипотеке. 6) Государственные жилищные субсидии. |
1) Первоначальная выплата за приобретаемое жилье (30% от стоимости квартиры). 2) Расходы, связанные с заключением и регистрацией договора купли-продажи и договора залога (плата гос. пошлины за нотариальное удостоверение и плата за гос. регистрацию в соответствии с действующим законодательством). 3) Расходы, связанные с выплатой комиссии риэлтеру. 4) Плата за оценку недвижимого имущества. 5) Плата за предоставление необходимых справок, по приобретаемой и залоговой недвижимости (из БТИ, КМЖ). 6) Страхование залогового недвижимого имущества. 7) Страхование жизни заемщика. 8) Страхование титула 9) Расходы, связанные с возможным ремонтом и переездом в приобретаемую жилплощадь или в жилплощадь фонда временного проживания. |
1) 1050 тыс.руб. 2) 500 руб. - госпошлина нотариуса + 1000 руб. – госпошлина юстиции 3) комиссия риэлтера 4-6% (возмем 4%) 140 тыс.руб. 4) 2000 руб. 5) 500 руб. 6) 0,8% - 25,2 тыс.руб. 7) 0,5% - 12,25 тыс.р. 8) 5000 руб. 9) 50000 руб. |
Итого: |
Итого: |
1286,45тыс.р. |
Рекомендуем также почитать:
Коммерческие банки
Коммерческие банки – основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов межд ...
Договор страхования
Договор страхования является соглашением между Страховщиком и Страхователем, в силу которого Страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату, а Страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные договором сроки и размере.
Договор страхования заклю ...
Правовые основы ипотеки
Задача совершенствования правовых основ долгосрочного ипотечного жилищного кредитования остается одной из актуальных задач государства при формировании рыночной системы ипотечных сделок. Так как создание эффективной законодательной и нормативно - правовой базы для развития жилищного финансирования ...