Личное страхование представляет собой механизм защиты от рисков, связанных с общественным производством, стихийными бедствиями, утраты здоровья и других жизненных обстоятельств, требующих значительных финансовых средств, которые у конкретного человека могут отсутствовать.
Страхование жизни – подотрасль личного страхования, включающая в себя совокупность видов страхования, по условиям которых страховщик выплачивает застрахованному лицу или его правопреемнику определенную денежную сумму при дожитии застрахованного до определенного возраста, события или даты, либо в случае его смерти.
Личное страхование в свою очередь подразделяется на 2 подотрасли - страхование жизни и страхование от несчастных случаев.
Как и по другим видам личного страхования, страхование жизни, его условие, тарифные ставки и страховые суммы определяются соглашением сторон в договоре страхования.
При заключении контракта по страхованию жизни и определении страховой суммы, необходимо помнить, что экономическая ценность человека как производителя дохода имеет тенденцию к уменьшению с течением некоторого времени. Каждый рассматриваемый год с получением дохода означает, что все меньше этого дохода будет получено в будущем, т.к. экономическая ценность человека – нереализованная трудоспособность, представленная врожденными способностями и приобретенной квалификацией.
Для того чтобы страховщик смог обеспечить выплату оговоренной суммы, ему необходимо корректно оценить страховую премию, по которой он реализует полис страхования жизни. Страховая премия должна быть рассчитана таким образом, чтобы исходя из вероятности дожития страхователя до определенного возраста, она позволила страховщику безубыточно погасить свои обязательства перед страхователем, а также покрыть свои расходы на ведение дел.
Современный российский рынок страхования жизни находится лишь на этапе зарождения. Основными причинами такого его состояния являются низкий уровень платежеспособности населения, низкая страховая культура, недоверие к финансовым институтам, и к страховщикам в частности, недостаточный уровень капитализации российских страховых компаний, несовершенство законодательной базы, особенно в части налогового законодательства, ненадлежащий контроль за компаниями со стороны государства, недостаточно развитая инфраструктура страхового рынка и низкий уровень развития рынков вложений.
Опыт стран Восточной Европы показывает, что в России имеется большой потенциал для развития страхования жизни. Этот сектор страхования составляет от 36 до 41 процента всего страхового рынка, в отличие от 1% до 3% рынка России. В долгосрочном плане развития рынка страхования жизни следует ориентироваться на страны Европы и США.
Основные проблемы, с которыми сталкивается сегодня рынок долгосрочного страхования жизни:
1. Макроэкономическая ситуация в стране
2. Разделение страхового бизнеса на "жизнь" и "не жизнь", которая должна проводиться в интересах страхователей
3. Несовершенный налоговый механизм
4. Несовершенство методологической и организационной базы и отсутствие профессионалов-аналитиков
5. Комиссионное вознаграждение является частью расходов на ведение дела.
6. Проблема формирования гарантированной доходности по договору страхования жизни и оптимизации инвестирования страховых резервов
7. Допуск иностранных страховщиков к российскому рынку страхования жизни
8. Проблема надежности СК по страхованию жизни
Рекомендуем также почитать:
Правовые и налоговые аспекты
Основы правового регулирования займов и кредитов, важные с точки зрения налогообложения расходов на уплату процентов, представлены в таблице 1.
Правила исчисления и уплаты процентов определяются соглашением сторон договора с учетом указаний нормативных документов Банка России (в частности, Положе ...
Функция денег как средства платежа
Основной особенностью функции денег как средства платежа является существование разрыва во времени между движением денег и движением товаров и услуг. Часто в момент совершения купли-продажи товара покупатель не имеет денег для его оплаты. Следовательно, в рамках функции средства обращения такая сд ...
Правовое и нормативное регулирование функционирования платежной
системы на основе пластиковых карт
Как указано в Положении № 23-П, банковская карта выдается клиенту на основании заключенного с ним договора. При этом данное положение не регулирует специальным образом отношения между держателем карточки и эмитентом[5]. Такие отношения относятся к чисто гражданско-правовым отношениям, а регулирова ...