Исследование юридических лиц, осуществленное в сотрудничестве со специалистами Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ и ЦИИ РАГС РФ, не позволяет прогнозировать столь же интенсивного распространения страховых услуг за счет экстенсивного развития, оно возможно лишь за счет развития новых видов страхования и популяризации существующих страховых услуг.
Вместе с тем, более быстрые темпы роста реального сектора добровольного страхования сдерживают факторы потребительского негативизма, которые, по мнению респондентов ВЦИОМа, связаны с:
"малой вероятностью наступления чего-то плохого со мной или моим имуществом" (17,5%);
"отрицательным опытом знакомых" (16,1%);
"плохой информацией о страховых компаниях из разных источников" (14,9%);
"собственным отрицательным опытом" (13,5%);
"отсутствием поблизости офисов страховых компаний" (2,7%).
Затруднились с определением причин отрицательного отношения к страхованию 35,3% респондентов.
Авторы исследования "Страхование в России: отчетные и реальные показатели" полагают, что первый фактор негативизма ("малая вероятность наступления чего-то плохого со мной или моим имуществом") в целом связан с культурологическими особенностями населения России. В то же время четыре последующих фактора, занимающих в структуре факторов негативизма 47,2%, зависят от действий и работы непосредственно страхового рынка и его участников.
К настоящему моменту вэкономике и экономической политике прослеживаются тенденции различной направленности. С одной стороны, экономика растет, ВВП страны с 1998 г. увеличился почти в 1,5 раза, фиксируется бюджетный профицит, за первое полугодие 2008 года положительное сальдо внешнеторгового баланса достигло 28,1 млрд., последовательно сокращается в государственный внешний долг (с 154 до 110 млрд.), при этом Россия уже договорилась о досрочном погашении своей задолженности перед западными государствами, продолжается рост инвестиций и сокращение оттока капитала за пределы России.
С другой стороны, отмечается замедление темпов экономического роста, ряд стран СНГ опережает Россию поданному показателю, хотя высокие темпы достигаются ими благодаря низкой исходной базе. У России отрицательный демографический баланс (естественная убыль населения превышает рождаемость), и он не компенсируется притоком в Россию рабочей силы из ближнего зарубежья. Огромный разрыв в уровне жизни между РФ и передовыми странами сокращается медленно, и то только на протяжении последних шести лет. Наша страна остается небогатой в целом страной с крайне неравномерным распределением доходов среди различных групп и слоев населения.
Фундаментальная проблема бедности страны и населения, таким образом, далека отрешения.
Так как же будет развиваться в таких условиях долгосрочное накопительное страхование, когда для него нет массовой базы? А таковая появится только вместе с формированием сильного и многочисленного среднего класса – оплота социальной стабильности и основы жизнеспособности любого государства. Уточнив критерий отнесения или принадлежности к среднему классу, мы можем строить и прогнозы.
Искусственно форсировать развитие, распространение или укоренение страхования невозможно. Так или иначе страховая отрасль работает на удовлетворение уже существующего спроса, а ее развитие базируется на общеэкономических предпосылках. Страхование обслуживает реальный и финансовый сектора экономики, но не претендует на роль локомотива экономического прогресса. И подъем страхования жизни также привязан и напрямую зависит от динамики экономического развития.
При этом страхование, учитывая, что экономика в целом развивается, как говорят наши актуарии, в условиях "нестационарного режима", когда экономические пропорции еще не устоялись, скорее всего, будет расти некоторое время опережающими темпами, даже с учетом сокращения "финансовых схем". Если материальные сферы производства, существовали в более пли менее цельном виде и в советский период, то современная страховая отрасль начала отстраиваться если не с нуля, то с очень низкой исходной базы, которой служила страховая монополия, лишавшая потребителя услуг и выбора, и качественного обслуживания. Так что сегодня российскому страхованию в целом необходимо расти и модернизироваться быстрее большинства других отраслей. Хотя в 2007 г. из-за роста объема собранных страховых премий резко сократился, тем не менее он все же на 2% опережал общеэкономический рост (соответственно 9% и 7%), хотя таковой обеспечивался в основном благодаря топливно-энергетическому сектору и благоприятной (для России, естественно) сырьевой конъюнктуре.
Рекомендуем также почитать:
Организация потребительского кредитования
ЗАО «Банк Русский Стандарт» основан в 1999 году. Банк Русский Стандарт - закрытое акционерное общество, является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, входит в единую банковскую систему России и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе. Основным акционером Банка ...
Кредитно-денежная политика на 2006 г.
Банк России представлял три варианта денежно-кредитной политики на 2006 год. Как сообщали "Ведомости", об этом говорилось в основных направлениях денежно-кредитной политики на 2006 год, представленных Центробанком в Правительство РФ.
В соответствии с первым сценарием, предполагается уме ...
Главные составляющие банковской системы
Элементы банковской системы образуют единство, выражают при этом специфику целого и выступают носителями его свойств.
Элементами банковской системы являются банки, некоторые специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополните ...