Необходимо отметить, что широкое внедрение в Республике Беларусь безналичных платежей на основе пластиковых карточек станет возможным лишь в том случае, если будет обеспечен баланс интересов всех участников процесса расчетов с помощью пластиковых карт: банков, предприятий торговли и сервиса, а также физических лиц. Потенциальные выгоды от внедрения подобных систем для всех участников, в том числе для государства, хорошо известны. Однако карточки еще не получили такого распространения, как хотелось бы, среди широких слоев населения, а это значит, что оптимального сочетания экономических интересов отдельных участников систем платежей достичь пока не удалось.
Предприятия торговли и услуг сегодня, как правило, не слишком заинтересованы во внедрении платежных систем на основе пластиковых карточек в силу недостаточно частых расчетов с использованием пластиковых карточек. Кроме того, традиционная для западных стран схема расчетов, когда магазин платит банку определенный процент от каждой транзакции, а деньги на его счет поступают позднее, в условиях современной белоруской экономики не слишком привлекательна для предприятий торговли и зачастую является не рентабельной.
Следует также понимать, что широкие слои населения будут пользоваться пластиковыми карточками для повседневных расчетов только в том случае, если будет обеспечено сочетание некоторых условий:
- использование пластиковых карточек позволит получать дополнительный доход по сравнению с использованием наличности. Например, получение процентов по остатку на карт-счете и получение скидок в ряде торговых предприятий, пользующихся наибольшим спросом;
- достаточная насыщенность пунктов торговли и сервиса терминалами;
- повседневные расчеты с помощью карточек будут не менее удобны, чем расчеты с помощью наличных денег.
Как отмечается Концепцией развития в РБ системы безналичных расчетов по розничным платежам до 2010 г., утвержденной Постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 31.03 2005г. №44, в масштабах государства в целом решаются задачи по сокращению налично-денежного оборота и затрат на его обслуживание, расширению возможностей кредитования реального сектора экономики за счет пополнения ресурсной базы банков, что, в конечном счете, способствует экономическому росту. За счет привлечения денежных средств населения в банки и роста доли операций, проводимых с использованием банковских пластиковых карточек в безналичном порядке, обеспечиваются прозрачность и подконтрольность совершаемых населением операций с денежными средствами. [5, с.8]
Вместе с тем, реализовать данную Концепцию весьма непросто в силу ряда таких проблем как:
-отставание темпов развития технической инфраструктуры обслуживания карточек от темпов их эмиссии;
-сосредоточение банкоматной сети в крупных городах и недостаточное ее разветвление на периферии;
-недостаточность перечня услуг, оказываемых с использованием банковских пластиковых карточек;
- осуществление закупки и установки дорогостоящего оборудования, которое в РБ не производится и требует существенных капиталовложений, самими банками.
Однако, несмотря на существующие проблемы в реализации запланированных Нацбанком мероприятий по развитию рынка пластиковых карточек, статистика сообщает о постоянном росте эмиссии карточек и разветвлении технической «карточной» инфраструктуры в стране, что уже говорит само за себя.
Проанализируем данные о динамике эмиссии банковских пластиковых карточек и объектов технической инфраструктуры их использования с 2000 года по 2007 год .
Данные отображены в таблице 3.2.1
Таблица 3.2.1. Динамика эмиссии банковских пластиковых карточек и объектов технической инфраструктуры их использования. [9, с.11]
Показатели |
На конец года | |||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Эмиссия |
83665 |
196346 |
496787 |
1142763 |
2197397 |
3456808 |
3882511 |
4825002 |
Банкоматы |
70 |
182 |
319 |
503 |
887 |
1199 |
1542 |
2026 |
Терминалы |
999 |
1377 |
1355 |
1988 |
3191 |
5079 |
6039 |
9205 |
Инфокиоски |
0 |
0 |
0 |
0 |
266 |
564 |
977 |
1360 |
Рекомендуем также почитать:
Достаточность и адекватность собственного капитала
банка
Любой коммерческий банк, который ориентируется на определенный круг клиентов и объем предоставляемых им услуг, должен иметь собственный капитал такой величины, чтобы быть в состоянии удовлетворять все обоснованные потребности своих клиентов в заемных средствах и своевременно выполнять все взятые н ...
Система финансовых показателей
Фундаментальную роль в оценки кредитоспособности предприятия играет система показателей, на основе которых делаются выводы о состоянии хозяйствующего субъекта не только на момент обращения в банк, но и представляется возможным спрогнозировать развитие событий в будущем[10].
Банки развитых капитал ...
Современные подходы к управлению кредитным портфелем коммерческого банка
Оценка современных концепций управления кредитным портфелем в национальной и зарубежной практике и теории разнопланова. За рубежом кредитные портфели коммерческих банков формировались десятилетия и наработан огромный опыт в данной области финансовых отношений коммерческого банка и его заемщиков. Р ...