Банковское регулирование и банковский надзор

Материалы » Организация деятельности Центрального Банка » Банковское регулирование и банковский надзор

В соответствии с главой 10 закона о ЦБ БР является основным органом банковского регулирования и надзора. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

БР не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций. Регулирование и надзорные функции БР осуществляет Комитет банковского надзора.

БР устанавливает обязательные для исполнения всеми кредитными организациями правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организацию внутреннего контроля. Для выполнения своих функций БР вправе запрашивать у кредитных организаций необходимую документацию и получать информацию.

ЦБ не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также предоставления информации о клиентах кредитной организации, если такое требование не предусмотрено федеральными законами.

ЦБ принимает участие в государственной регистрации кредитных организаций, а также выдает лицензии на осуществление банковской деятельности, устанавливает обязательные для выполнения всеми кредитными организациями обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций.

В соответствии с инструкцией №105-И проверки кредитных организаций и их филиалов должны проводиться не реже 1 раза в год. Существует два основных метода банковского надзора:

1. Инспектирование

2. Пруденциальный надзор

В пруденциальном надзоре проверяется отчетность кредитной организации рабочей группой ЦБ в самом ЦБ (без выезда в кредитную организацию).

При инспектировании осуществляется проверка деятельности кредитной организации непосредственно в самой кредитной организации. Основная цель инспектирования заключается в оценке реального общего состояния кредитной организации: оценка соблюдения действующего законодательства, дается оценка качества активов, дается оценка достоверности учета кредитной организации, оценка рисков, выявляются действия, угрожающие интересам кредиторов и вкладчиков.

Положительная сторона инспектирования в том, что дается реальная оценка финансового положения кредитной организации. Отрицательная сторона заключается в том, что выезд в кредитную организацию требует дополнительных затрат.

Положительная сторона пруденциального надзора в том, что расходы минимальны. Отрицательная сторона надзора в том, что нет фактической оценки деятельности кредитной организации.

Проверки могут быть комплексными или тематическими. При проведении проверок в ЦБ образуется рабочая группа, которая вправе входить в здание проверяемой кредитной организации, пользоваться необходимыми техническими средствами, запрашивать и получать от руководителя и работников банка необходимую информацию и документацию и т.д.

Обязанности кредитной организации при проверке заключаются в предоставлении всей необходимой информации, документации по первому требованию проверяющих.

По результатам проверки составляется акт, который состоит из трех частей: вводной, аналитической и заключительной.

Проверки могут проводиться с предварительным уведомлением и без него.

В случае нарушения федеральных законов кредитной организацией, в случае непредставления или неполного, недостоверного предоставления информации, БР имеет право потребовать устранения выявленных нарушений и взыскать штраф в размере до 0,1% от минимального размера уставного капитала, либо ограничить проведение операций на срок до 6 месяцев.

В случае неисполнения в установленный срок предписаний БР об устранении нарушений, а также когда создается реальная угроза интересам кредиторов и вкладчиков, БР вправе применить следующие санкции:

1. взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% минимального размера уставного капитала;

2. потребовать с кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, замены руководителей;

3. изменить для кредитной обязательные нормативы сроком до 6 месяцев;

4. ввести запрет на осуществление отдельных банковских операций сроком до 1 года;

5. назначить временную администрацию и т.д.

Рекомендуем также почитать:

Анализ финансового положения Сбербанка России
Сбербанк завершил 2009 год со следующими экономическими показателями : Активы возросли на 378 млрд. руб., или на 5,6%, и на 1 января 2010 года составили 7 097 млрд. руб. Прибыль до налогообложения составила 56,2 млрд. руб., или 37,2% аналогичного показателя за 2008 год. Прибыль после налогообло ...

Цели и принципы тарифной политики в страховании
Цена страховой услуги, как и всякая рыночная цена, колеблется под влиянием спроса и предложения. Нижняя граница цены определяется равенством между поступлениями платежей от страхователей и выплатами страхового возмещения и страховых сумм по договорам плюс издержки страховой компании. При таком уро ...

Основные принципы договоров страхования финансовых рисков
Объект страхования - имущественные интересы страхователя, связанные с риском возникновения у него убытков (за исключением упущенной выгоды) из-за нарушения контрагентами страхователя своих обязательств по договору, связанному с осуществлением страхователем предпринимательской деятельности. Объект ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru