Кредитование в нашей стране развивается мощными темпами. Но пока его доля в экономике России незначительна. А в самих программах кредитования очевиден перекос в сторону выдачи краткосрочных кредитов. Но успехи есть. Например, авто-кредитование превысило 50% в общем объеме продаж автомобилей на первичном рынке. Это сильно способствует развитию отечественного автопрома, но и импорта тоже, что, в свою очередь, приводит к ухудшению платежного баланса страны. Что касается ипотеки, то она пока не привела ни к какому росту объемов строительства. И доля выданных ипотечных кредитов в стране мала. То, что мы видим и слышим - первые ласточки большого ипотечного процесса. Кредитование жилья - это очень серьезное направление развития экономики страны. Тем более, что все больше людей проявляют к нему интерес. Для государства тут много работы: контроль за ценообразованием, предупреждение картельных монопольных сговоров, работа с системами дотаций для работников бюджетной сферы и молодежи. В последнем случае на кону, вообще, вопросы демографии и выживания нашей нации. Так что, кредитование - очень важный инструмент не только экономики, но и социальной политики.
Одной из приоритетных перспектив для развития кредитования в России должны быть доверительные и долгосрочные отношения банка с клиентами. В настоящее время, в России клиенты обращаются в банки неохотно, и относятся к ним также как и к бюрократическим или административным учреждениям. При этом сами банки не стремятся изменить ситуацию, концентрируясь только на привлечении новых клиентов и завоевании большей доли рынка, а не на улучшении качества услуг. Российский рынок должен перейти и со временем перейдет на новую модель отношений с клиентом, что приведет и к смене восприятия банков в глазах клиентов и понимания клиентами их роли. В России люди часто меняют банки, в которых обслуживаются, и это логично, поскольку все еще немногие банки способны предоставлять высококачественные услуги, чтобы не только привлекать, но и удерживать клиентов. В Европе, напротив, между банком и клиентом обычно устанавливаются долгосрочные отношения. Например, вы можете взять первый кредит на оплату вашего обучения в одном банке, а позднее взять в том же банке кредит на покупку вашего первого автомобиля, еще позднее - ипотечный кредит, а когда у вас появятся сбережения, ваш банк может предложить вам открыть сберегательный счет, и т.д. Подобные отношения являются взаимовыгодными и для банка, и для клиента: клиент знает банк, банк знает клиента. Если возникают трудности, ваш банк может прийти на помощь, рассмотреть каждый индивидуальный случай. Так что, все дело - в построении более индивидуальных отношений с клиентом. Поэтому с постепенным переходом российского рынка на более зрелую стадию развития: с точки зрения продуктов, уровня проникновения банковских услуг, финансовой грамотности - отношения между банками и их клиентами становятся более цивилизованными. Крупные международные игроки, которые приходят на российский рынок, будут играть одну из ключевых ролей в данном процессе благодаря их опыту и культуре сервиса. Подобное развитие также вписывается в естественный процесс, связанный с ужесточением конкурентной среды, в которой банки испытывают острую необходимость удерживать существующих клиентов, а у клиентов, в свою очередь есть выбор: пользоваться услугами именного того банка, который ему понравится больше и с которым они готовы общаться на долгосрочной основе. Возможно, для некоторых банкиров и самих клиентов такая эволюция отношений не кажется очевидной, но это закономерная тенденция, которая будет все сильнее проявляться на российском рынке в ближайшие годы.
В завершение, хотелось бы подчеркнуть, что потребительское кредитование по-прежнему остается привлекательным и перспективным сегментом российского рынка финансовых услуг, который будет формироваться, в основном, в соответствии с общими экономическими тенденциями, включая и такие аспекты, как: ипотечное направление, процентные ставки, корпоративная ликвидность, и аппетит инвестиционных компаний в сфере секьюритизации. Наряду с этим, благодаря использованию новейших технологических достижений и нового потребительского самосознания, ведущие игроки постепенно придут к изменению условий игры на этом рынке. Понимание того, каким образом эффективно и своевременно реагировать на изменения рынка будет непременным условием для достижения желаемого уровня прибыльности бизнеса и доли рынка для его участников.
Рекомендуем также почитать:
Ликвидность как экономическая основа розничного
бизнеса
Предложение банковских услуг на рынке осуществляют различные финансово-кредитные институты, но основными действующими лицами на рынке банковских услуг выступают коммерческие банки, цели функционирования которых определяются прежде всего с позиции их доходности и ликвидности.
Ликвидность банка пре ...
Защита от рисков по краткосрочной дебиторской задолженности по поставкам
товаров и услуг
Поставщик может застраховать риск неоплаты своей краткосрочной дебиторской задолженности из поставок товаров и услуг внутренними или зарубежными заказчиками при помощи страхования коммерческого кредита (внутри страны) или страхования экспортных кредитов. Краткосрочной считается дебиторская задолже ...
Анализ банковских продуктов по привлечению средств клиентов банка ОАО
«УбРИР»
Банковский вклад – это удобный и надежный инструмент сбережения и накопления Ваших денежных средств. Уральский банк реконструкции и развития предлагает широкий выбор вкладных продуктов в рублях и иностранной валюте, созданных на основе потребностей клиентов, поэтому Вы сможете подобрать для себя н ...