Фундаментальную роль в оценки кредитоспособности предприятия играет система показателей, на основе которых делаются выводы о состоянии хозяйствующего субъекта не только на момент обращения в банк, но и представляется возможным спрогнозировать развитие событий в будущем.
Для различных целей анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия применяют определенные группы относительных показателей. Основными из них, позволяющими оценить финансовое состояние предприятия, являются показатели рентабельности, ликвидности, оборачиваемости капитала.
Показатели рентабельности – это одни из основных качественных показателей эффективности деятельности предприятия, отражающие степень использования имущества (активов) в хозяйственной деятельности. Вообще, рентабельность – это комплексный показатель уровня отдачи производственных затрат, вовлеченных в деятельность ресурсов. Учету подлежат как потребляемые ресурсы (оборотные средства), так и применяемые в производственном процессе ресурсы (основные фонды). Анализ может относиться к отдельным видам ресурсов, например, к собственному капиталу предприятия, живому труду или к совокупности ресурсов – собственному или заемному капиталу. Таким образом, рентабельность можно рассчитывать соотнося прибыль с разными формами имущества предприятия.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
- показатели доходности продукции (рассчитываются но основе выручки от продаж продукции, выполнения работ, оказания услуг и затрат на производство и реализацию продукции). К ним относятся показатели рентабельности продаж и рентабельности основной деятельности.
- показатели доходности имущества и его частей. К ним относятся показатели рентабельности всего капитала, рентабельности основных средств и прочих внеоборотных активов.
- показатели доходности используемого капитала (рассчитываются на базе инвестируемого капитала). К ним относятся показатели рентабельности собственного капитала и рентабельности перманентного капитала.
Система данных показателей, с методами их расчета и подробным комментарием представлена в таблице 1.
Таблица 1
Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность)
Коэффициент |
Формула расчета |
Комментарий |
1. Рентабельность продаж |
R1 = (прибыль от продаж продукции) (выручка от продажи) R1 = (с. 050 Ф№2) (с. 010 Ф№2) |
Показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. |
2. Общая рентабельность отчетного периода (экономическая рентабельность) |
R2 = (балансовая прибыль) (средняя за период стоимость активов) R2 = (с. 140 Ф№2) (с. 300 Ф№1) |
Показывает сколько денежных единиц затрачено предприятием для получения рубля прибыли независимо от источников привлечения средств. |
3. Рентабельность собственного капитала |
R3 = (прибыль остающаяся в распоряжении предприятия) (средняя за период величина собственного капитала) R3 = (с. 190 Ф№2 / с. 490 Ф№1) + (с. 190 Ф№2 / с. 640 Ф№1) + (с. 190 Ф№2 + с. 650 Ф№1) |
Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика R3 оказывает влияние на уровень котировки акций. |
4. Рентабельность внеоборотных активов |
R4 = (чистая прибыль после уплаты налога на прибыль) (средняя за период стоимость внеоборотных активов) R4 = (с. 160 Ф№2) / (с. 190 Ф№1) |
Показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряет величину чистой прибыли, приходящейся на единицу стоимости внеоборотных активов. |
Рекомендуем также почитать:
Оценка ожидаемой эффективности от внедрения мероприятий по
совершенствованию процесса обслуживания банковскими картами
Экономическая эффективность управления состоит в умелом управлении всеми ресурсами карточного розничного бизнеса и услугами на их основе - кадрами, техническим потенциалом, получением положительной операционной маржи либо по всем видам операций в совокупности, либо по некоторым в отдельности.
Рас ...
Классификация рынка ценных бумаг
1) По характеру движения ценных бумаг
:
Первичный рынок ценных бумаг – это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг, т.е. это термин, который используется для описания тех случаев, когда ценные бумаги впервые появляются на публичной арене обычно в обмен на д ...
Роль и место пластиковых карт в общей системе банковских
продуктов
За недолгую историю современного банковского бизнеса российские банки постепенно прошли путь от сугубо корпоративных к универсальным финансовым организациям, в деятельности которых значительную роль играет розничный бизнес. Развитие розничных операций практически всех универсальных банков начинало ...