Страховая премия - плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом. Страховая премия по определяется как произведение страховой суммы на страховой тариф.
Страховая премия вносится страхователем единовременно авансом или частями в течение всего срока страхования. Размер страховой премии отражается в страховом полисе.
По экономическому содержанию страховая премия есть сумма цены страхового риска и затрат страховщика, связанных с покрытием расходов на проведение страхования. Страховые премии бывают чистые и валовые.
Валовая сумма страховой премии - Общая сумма страховых премий по договорам, заключенным в течение какого-либо периода времени, включая премии по договорам перестрахования, за вычетом возвращенных за данный период премий, но до вычета премий по договорам, переданным в перестрахование.
Показатель "Чистые страховые премии" характеризует размер средств, полученных страховщиком по договорам страхования без учёта перестрахования. Рассмотрим таблицу 1, для анализа рынка страховых услуг.
Таблица 1. Динамика сбора страховых премий В Украине, млн. грн.
Показатели за период |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
2010 г |
2011* г | |
Валовые страховые премии, млн. грн |
18 008,2 |
24 008,6 |
20 442,1 |
23 081,7 |
16 430,3 | |
Чистые страховые премии, млн. грн |
12 353,8 |
15 981,8 |
12 658,0 |
13 327,7 |
12 641,5 |
Проанализируем представленные выше данные, для того чтобы выявить динамику и прирост за период 2007-2011 г
Таблица 2. Анализ абсолютных и относительных показателей динамики страховых премий
Показатели за период |
Прирост, млн. грн |
Прирост, % | ||||||
2008\2007 |
2009\2008 |
2010\2009 |
2011*\2010 |
2008\ 2007 |
2009\ 2008 |
2010\ 2009 |
2011*\ 2010 | |
Валовые страховые премии |
6 000,40 |
-3 566,50 |
2 639,60 |
995,6 |
33,3 |
-14,9 |
12,9 |
6,5 |
Чистые страховые премии |
3 628,00 |
-3 323,80 |
669,70 |
3 442,2 |
29,4 |
-20,8 |
5,3 |
37,4 |
*Данные за 2011 год берутся с учетом 9 месяцев, а показатели прироста учитываются за одинаковые промежутки времени
Рисунок 1.
Рисунок 2. Динамика прироста страховых премий в Украине, млн. грн.
Рисунок 3. Динамика прироста страховых премий в Украине, %
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что:
В 2007
году общая (валовая) сумма страховых премий, полученных страховщиками от страхования и перестрахования рисков (от страхователей и перестраховщиков) за 12 месяцев 2007 года составила 18 008,2 млн. грн., Из них: 5 654,4 млн.грн. (31,4%) составлял внутреннее перестрахование, 112,2 млн.грн. (0,6%) премии, поступившие от иностранных страховщиков (перестраховщиков), остальное - 12 241,6 млн.грн. (68,0%) составляли премии от страхователей. От страхователей-физических лиц поступило 5 170,4 млн.грн. (28,7% от валовых премий и 42,2% от премий полученных от страхователей). (рис. 1)
Сумма чистых страховых премий (валовые премии за минусом премий по внутреннему перестрахованию) составляла 12 353,8 млн.грн., Что составляет 68,6% от валовых страховых премий.
В 2008 году валовые страховые премии составили 24 008,6 млн. грн., и за период 2007-2008 г в абсолютной величине они увеличились на 6 000,40 млн. грн или на 33,3%. Чистые страховые премии составили 15 981,8 млн. грн. И в общей величине они увеличились на 3 628,00 млн. грн., а их удельный вес увеличился на 29,4%.
Рекомендуем также почитать:
Основные этапы развития страхового дела
Страхование, как форма взаимопомощи, возникло еще на заре человечества. Его прототипом считают заемные операции древних греков. Еще Демосфен писал о подобной практике в морской торговле древних. Ссуды выдавали для аренды корабля. Затем, в случае успешного плавания, возвращали с процентами или не в ...
Зарубежный опыт предоставления потребительских кредитов
В качестве примера предоставления потребительского кредита можно привести практику США, где все потребительские ссуды делят на три группы:
ссуды с рассрочкой платежа;
револьверные ссуды;
ссуды без рассрочки платежа.
Кредит с рассрочкой платежа предполагает периодическое погашение ссуды и проце ...
Выводы
Банковский маркетинг представляет собой вид деятельности банка, концепцию и функцию управления, а также особую философию мышления банковского служащего, которые ориентированы на рынок банковских услуг.
По способу общения с клиентурой банковский маркетинг делится на активный и пассивный.
Маркетин ...