Организация банка требует гораздо больше труда и навыков, чем создание какой-либо другой коммерческой организации.
Процедура создания банка в основном соответствует порядку, изложенному в таком «сборном» нормативном акте, каким является Инструкция №109. Указанный порядок состоит из трех основных этапов: подготовительной работы; государственной регистрации банка в качестве юридического лица; получения лицензии (права проводить банковские операции).
Последние два этапа предполагают прохождение двухступенчатой процедуры: рассмотрение и согласование подготовленных документов на создание банка в ТУ ЦБ по предполагаемому месту нахождения будущего банка (его головной конторы) и рассмотрение тех же документов с приложенным к ним заключением ТУ в центральном аппарате Банка России. При этом во втором этапе (регистрация) участвует также уполномоченный регистрирующий орган (до осени 2004 г. таким органом оставалось Министерство РФ по налогам и сборам – МНС РФ или МНС).
Формально первым юридическим шагом в создании банка считается подписание инициаторами (учредителями) учредительного договора. На самом деле все начинается раньше, и подписание учредительного договора знаменует собой итог значительной предварительной работы.
В центре подготовительной работы должна быть проработка концепции создания банка. Ее содержание может трактоваться достаточно свободно, но в ней должны найти отражение следующие принципиальные моменты, по поводу которых у инициаторов должно сложиться единое мнение: миссия и стратегия будущей деятельности банка; размеры и структура уставного капитала, требования к учредителям и другим участникам; цели деятельности, ее сферы и преимущественные направления, клиентская база; организационная структура, органы управления, их полномочия, основные требования к организации управления.
Фактически формирование банка начинается с тщательного подбора его учредителей, готовых взять на себя такую ответственность. Надо избегать появления в их числе случайных лиц. Требования, с которыми надо подходить к потенциальным учредителям (участникам) банка, следует выводить из проектируемой его стратегии. Другими словами, основные элементы стратегии будущей деятельности банка хотя бы в главных чертах должны быть выработаны единомышленниками – инициаторами его создания раньше, чем начнутся переговоры с теми или иными лицами (юридическими и физическими) о вовлечении их в число учредителей (участников). В условиях современной России повышенное внимание к составу и качеству участников можно считать вполне оправданным.
Требования к учредителям (участникам) можно разделить на три группы – общие, количественные и качественные. Некоторые общие требования отражены в Инструкции №109.
1. Учредителями банка могут быть лица (юридические и физические), участие которых в кредитных организациях не запрещено законодательством.
2. Юридическое лицо – должник перед бюджетом не может быть учредителем.
Порядок и критерии оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (новых участников) банка, в том числе группы связанных между собой юридических лиц, подробно излагаются в названном выше Положении ЦБ от 19 марта 2003 г. №218. Кстати сказать, порядок этот достаточно сложный.
Если учредителями (новыми участниками) банка выступают федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления либо государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, то необходимо соблюсти требования, изложенные соответственно в названном выше Указании ЦБ от 14 августа 2002 г. №1186-У и документе оперативного характера «О направлении информации в Министерство России» от 23 июля 2002 г. №102-Т;
3. Учредители не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых 3-х лет со дня его регистрации (т.е. полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала банка).
Количественные требования касаются общего числа учредителей (участников) и их долей в уставном капитале (УК). Число должно быть небольшим, для начала не более пяти-шести, а в последующем, если возникнет необходимость увеличить капитал, – до 30 лиц (законодатель никак не ограничил число участников АО, но для ООО такой предел установил – не более 50). При этом желательно, чтобы доля каждого из них в УК была невелика (в случае последующего расширения круга участников – меньше 15–10%) и не сильно отличалась от долей других учредителей или участников (в законе или нормативных актах Банка России подобное ограничение не предусмотрено).
Рекомендуем также почитать:
Влияние иностранных финансово-кредитных учреждений на национальную банковскую систему
В работе на основе анализа развития национальной банковской системы показано, что стратегия сознательного сдерживания резкого проникновения иностранных банков на внутренний банковский рынок выполняется не всегда.
Системные банковские кризисы вынуждают власть стран-реципиентов идти на снятие огран ...
Оценка ликвидности
Оценку ликвидности и платежеспособности предприятия необходимо начинать с оценки ликвидности баланса. При анализе ликвидности баланса проводится сравнение активов, сгруппированных по степени их ликвидности с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения. Группировки осуществл ...
История становления Сбербанка России
Годом основания старейшего банка страны считается 1841 год, когда император Николай I одобрил устав сберегательных касс и повелел учредить сберегательные кассы при Петербургской и Московской сохранных казнах. Кассы эти создавались «для приема небольших сумм на сохранение с приращением процентов, д ...