Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов предприятия. Показатели рентабельности характеризуют эффективность предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной).Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйственной деятельности, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и используемыми ресурсами.
Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень задействования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).
Рассчитаем основные показатели рентабельности, в наибольшей степени характеризующие деятельность торгового предприятия (см. таблицу 5)
Таблица 5
Расчет показателей рентабельности
Показатель |
Формула расчета |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
1. экономическая рентабельность |
R=баланс. Прибыль/ср. за период стоимость активов |
2,01 |
0,51 |
0,07 |
2. рентабельность продаж |
R=прибыль от продаж/выручка от продаж |
0,13 |
0,13 |
0,03 |
3. рентабельность собственного капитала |
R=чистая прибыль/ср. величина собственного капитала |
2,44 |
0,82 |
0,044 |
4. рентабельность оборотных активов |
R=чистая прибыль/ср. стоимость оборотных активов |
1,82 |
0,46 |
-0,03 |
5. рентабельность основной деятельности |
R=прибыль от продаж/себестоимость продаж |
0,14 |
0,15 |
0,03 |
Из данных расчетов видно, что значения всех показателей рентабельности в 2008г. ниже уровня 2006г. Это - безусловно отрицательная тенденция.
Общая экономическая рентабельность упала на 1.94 пункта и в 2008г. составила всего 0,07, что говорит об уменьшении прибыли от каждого рубля, вложенного в активы. Другими словами, если в 2006г. предприятие получало 2,01 рубля с каждого рубля вложенного в активы, то в 2008г. уже 0,07 рубля с каждого рубля вложенного в активы.
Рентабельность продаж снизилась на 10%, что свидетельствует об уменьшении прибыли на 1 рубль реализованной продукции. Рентабельность продаж упала вследствие уменьшения прибыли от продаж.
Исходя из полученных результатов коэффициента рентабельности оборотных активов, можно констатировать, что эффективность использования оборотных активов на протяжении анализируемого периода бала довольно низкой, а в 2008г. убыточной (-0,03), т.е. деятельность предприятия в данном отчетном году являлась нерентабельной. Это было обусловлено уменьшением чистой прибыли вследствие увеличения коммерческих расходов, внереализационных расходов и снижением прибыли от продаж.
Рекомендуем также почитать:
Формирование собственных ресурсов коммерческим банком
Термин "ресурсы" имеет французские корни и произошел от слова "ressourses", что обозначает сродства, запасы, возможности, источники чего-либо. Ресурсы коммерческих банков представляют собой их собственные капиталы и фонды, а также средства, привлеченные банками в результате про ...
Сравнительный анализ практики кредитования МСБ в МДМ Банке и в
банке Форштадт
Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства в Оренбургской области реализуется в соответствии с законом «Об областной целевой программе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009-2011 годы». На данном этапе активно функционируют и приносят положи ...
Анализ прибыли
Прибыль – показатель результативности деятельности банка. Банковская прибыль важна для всех участников экономического процесса. Акционеры заинтересованы в прибыли, т.к. она представляет собой доход на инвестиционный капитал. Прибыль приносит выгоду вкладчикам, ибо благодаря увеличению резервов бан ...