На начальном этапе создания банковской системы в России в конце 80-х г.г. к кредитным организациям предъявлялись относительно либеральные требования. Это объяснялось несовершенством самой системы банковского надзора на стадии ее формирования и задачей ускоренного развития коммерческого банковского сектора. В дальнейшем основной акцент в деятельности финансово-надзорных органов был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функционирующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности, а также соблюдения требований, предъявляемых данными органами власти в целях стабильного планомерного развития всей банковской системы. Роль банковского сектора в России за время постсоветского пространства выросла до весьма внушительных масштабов.
Банковская система обеспечивает бесперебойное функционирование рыночной экономики, и не только потому, что она обслуживает отношения обращения, накопления и платежа хозяйствующих субъектов, но и потому, что она способна создавать кредитные деньги, составляющие основу денежной массы развитых стран, а также обеспечивает их достаточно стабильное экономическое развитие. Как доказано в трудах известного американского экономиста М.Фридмена3, в случае серьезных нарушений основных принципов функционирования банковского сектора, он сам может явиться источником экономической нестабильности, приводящих государство к кризисным событиям, примером чего является финансовый кризис 1998 года.
Хранение банковской системой вкладов миллионов граждан и последующее превращение этих вкладов в заемные средства для хозяйствующих субъектов, распределяемых по закону рынка, усиливают значение как отдельного банка, так и всей банковской системы в целом. Следовательно, банковская система выполняет квазиобщественную роль, носящую полезные функции для становления развитого общества, формирования социально-значимых процессов в России, объединив в мысли ведущих экономистов и финансистов страны о недопущении хаотичного его развития.
Параллельно с этим, интеграция российских банков в международное финансовое сообщество, функционирование на территории страны иностранных банков, и связанные с этим дополнительные риски обусловили необходимость приведения требований российского банковского надзора к стандартам, выработанным с учетом мирового опыта, а также формирование четкой координации органов исполнительной власти, задач и функций по установлению законодательных требований к банковской системе. В течение последних нескольких десятилетий международное банковское сообщество на основе координации усилий и обобщения опыта работы надзорных органов отдельных стран и регионов предпринимало шаги по созданию системы надежного и всеобъемлющего взаимодействия органов финансового надзора с банками в международном масштабе: от простого обмена информацией до выработки унифицированных пруденциальных норм и требований к деятельности кредитных организаций, установлении эффективной системы координации деятельности финансовых органов надзора и налаживанию оптимальных механизмов правоотношений между банками и финансово-надзорными органами.
Понятие взаимодействия банков с органами финансового надзора
Что же такое органы финансового надзора, которые должны эффективно взаимодействовать с банками? Здесь необходимо начать с определения самого "финансового надзора", как неотъемлемой компоненты понятия рассматриваемой темы.
Финансовый надзор - это совокупность методов организации работы по сотрудничеству и постоянному мониторингу (отслеживанию) деятельности посредников и экономических агентов финансовой сферы в целях соблюдения ими законодательства той страны, на территории которой они осуществляют свою деятельность без вмешательства в их оперативную деятельность.
Органы финансового надзора - это государственные органы власти, осуществляющие постоянный контакт с экономическими агентами финансовой сферы и принимающие непосредственное участие в формировании государственной финансовой политики.
Из приведенного определения видно, что Банк России не относится к органам финансового надзора, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации, он не является государственным органом власти. Безусловно, за Банком России закреплена функция банковского надзора, однако в данном исследовании банковский надзор не рассматривается как составляющая финансового надзора.
Рекомендуем также почитать:
Ликвидность и платежеспособность
Ликвидность является одной из важнейших качественных характеристик деятельности банка, которая свидетельствует о его надежности и стабильности.[7]
Ликвидность коммерческого банка — возможность банка своевременно, в полном объеме и без потерь обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обя ...
Анализ прибыли
Прибыль – показатель результативности деятельности банка. Банковская прибыль важна для всех участников экономического процесса. Акционеры заинтересованы в прибыли, т.к. она представляет собой доход на инвестиционный капитал. Прибыль приносит выгоду вкладчикам, ибо благодаря увеличению резервов бан ...
Кредитные карты
Для осуществления наших желаний часто требуются дополнительные возможности. Международная кредитная карта банка ВТБ24 — это современный и удобный способ оплаты любых покупок. Где бы ни находился клиент банка, карты ВТБ 24 помогут вооплатить в жизнь любую мечту.
Рис 1.Кредитные карты банка ВТБ ...