Капитал клиента является не менее важным критерием кредитоспособности клиента. При этом важны следующие два аспекта его оценки: 1) его достаточность, которая анализируется на основе требований Центрального банка к минимальному уровню уставного фонда и коэффициентов финансового левеража; 2) степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию, что свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком. Чем больше вложения собственного капитала, тем больше и заинтересованность заемщика в тщательном отслеживании факторов кредитного риска.
Под обеспечением кредита понимается стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия и т.д.), предусмотренный в кредитном договоре. [13]
Если соотношение стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды банка в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение им своих обязательств в срок при финансовых затруднениях.
Качество залога, надежность гаранта особенно важны при недостаточном денежном потоке у клиента банка.
К условиям, в которых совершается кредитная операция, относятся текущая или прогнозируемая экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяют степень внешнего риска банка и учитываются при решении вопроса о стандартах банка для оценки денежного потока, ликвидности баланса, достаточности капитала, уровня менеджмента заемщика.
Контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием его стандартам банка нацеливает банкира на получение ответов на следующие вопросы: имеется ли законодательная и нормативная основа для функционирования заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия, как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменение законодательства (например, налогового).
Изложенные критерии оценки кредитоспособности клиента банка определяют содержание способов ее оценки [11]. К числу этих способов относятся:
– оценка делового риска;
– оценка менеджмента;
– оценка финансовой устойчивости клиента;
– оценка финансового коэффициента;
– анализ денежного потока;
– сбор информации о клиенте;
– наблюдение за работой клиента путем выхода на место.
Раскрывая интересы банка в оценке кредитоспособности заемщика, следует подчеркнуть целесообразность и последовательность его действий в отношении будущего клиента. Предполагаемую последовательность действий можно сгруппировать в четыре этапа. [30].
На первом этапе устанавливаются предварительные контакты с клиентом по двум направлениям: либо специалисты банка организуют определенную работу по маркетингу и рекламе с целью привлечения клиентуры для получения кредита, либо клиент сам обращается в банк, располагая хотя бы некоторыми данными о его репутации и приемлемых условиях кредитования. Любое кредитное учреждение, прежде всего, должна интересовать следующая информация о клиенте: юридический адрес, организационно – правовая форма хозяйствования, величина уставного капитала, наличие просроченной задолженности по кредитам и займам перед другими организациями, положение хозяйствующего субъекта в отрасли и его конкурентоспособность, сведения в прессе о его деловой активности и репутации и др.
На втором этапе оценивается содержание кредитной заявки клиента преимущественно на данных комплексного анализа кредитоспособности заемщика и расчете вероятности выполнения организацией своих финансовых обязательств. Как принято в сфере банковской деятельности, показатель оценки кредитного риска складывается из двух составляющих: с одной стороны, уровня бизнес – риска, а с другой стороны, уровня финансового риска. Таким образом, на третьем этапе, выявляются количественные и качественные показатели для оценки бизнес-риска и финансового риска, как со стороны кредитодателя, так и со стороны кредитозаемщика.
Показатели оценки банком бизнес – риска при взаимодействии с заемщиком можно объединить в четыре группы: показатели оценки внешней среды функционирования, показатели качества управления, показатели взаимоотношения с клиентом (кредитной истории), показатели оценки кредитной заявки [33].
Оценка внешней среды функционирования клиента должна базироваться на исчерпывающей информации о сферах его деятельности, секторах рынка, географическом положении, видах продукции, спросе на нее и её конкурентоспособности, объеме продаж, доходности активов и, наконец, о его поставщиках и подрядчиках.
Рекомендуем также почитать:
Анализ расходов
При проведении анализа совокупных расходов, как и доходов банка, необходимо исходить из деления их на процентные и непроцентные.
Процентные расходы составляют, как правило, большую часть расходов. Они включают в свой состав:
- проценты по вкладам и депозитам населения;
- проценты по счетам орга ...
Тенденции развития фондовой биржи
За последнее время в экономике, и на фондовой бирже в частности, появилось много иностранных слов. Одним из таких является листинг. Листинг – это процедура включения ценных бумаг в котировальный список фондовой биржи. Обратный процесс называется делистингом.
Сегодня доля листинговых ценных бумаг, ...
Отдел сводного учета и анализа
финансового управления
Сверка данных: отражение операций по счетам; проведение операций по корреспондентским счетам и клиентским счетам; контроль документов на приход и остатков на счетах.
Документация по приходу: выписка но корреспондентским счетам; кредитовое авизо: платежные поручения. Документация на списание: дебе ...