Новое время выдвигает, как известно, новые идеи, причем нередко прямо противоположные только что господствовавшим. Если менее 10-ти лет назад отказ от государственного страхования считался недопустимым, то в настоящее время, напротив, нередко ставится под сомнение необходимость сохранения в какой-либо форме государственного воздействия на развитие страхования.
Начало возникновения в Казахстане института страхования совпадает со временем приобретения независимости нашим государством. Становление страхового рынка происходит в условиях экономически переходного периода. Такие макроэкономические явления, как спад производства, неплатежеспособность предприятий, инфляция, безработица, банкротство нерентабельных предприятий, прямо повлияли на его состояние. В начале 90-х годов зарождавшиеся страховые компании не имели опыта, солидных финансовых средств, что в принципе оправдывает те действия (порой скоропалительные), которые привели к закономерному краху большинства страховщиков, и в то же время уход этих страховых компаний породил волну недоверия, неприятия страхования как такового у большинства населения Республики Казахстан. Конечно, в то время неудачи страховых компаний объяснялись не столько малым опытом, сколько финансовой неустойчивостью самого государства (рублевая зона, собственные деньги, обвальное падение курса национальной валюты).
Развитие государства, совершенствование финансовой системы, привели к тому, что на данный момент у нас в республике практически сформировался страховой рынок, который продолжает развиваться ускоренными темпами. В рамках реализации Государственной программы развития страхования в Республики Казахстан на 2000 – 2002 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года № 491, проделана значительная работа по созданию новой законодательной базы и современной инфраструктуры национального страхового рынка.
Сохраняется тенденция к повышению уровня финансовой устойчивости страховых организаций, которые размещают свои активы в наиболее ликвидные финансовые инструменты.
Динамика количества страховых организаций
Таблица 1
Количество страховых организаций (на конец года) |
годы | ||||||
1995 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Всего |
53 |
58 |
71 |
70 |
42 |
38 |
34 |
С иностранным участием |
9 |
7 |
4 |
5 |
4 |
Динамика основных показателей страхового рынка и деятельность всех страховых организаций за последние 5-ть лет приведены в Таблице2.
Таблица 2
Показатели |
годы | ||||
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Совокупный размер собственного капитала |
1 685,3 |
2 469,3 |
4 617,0 |
5 325,7 |
5 758,3 |
Страховые резервы |
3 126,7 |
3 859,9 |
2 280,8 |
7 934,7 |
9 926,5 |
Активы |
5 330,3 |
7 296,7 |
8 347,2 |
14 820,5 |
19 324,3 |
Страховые премии |
4 138,8 |
5 862,0 |
8 155,3 |
13 413,0 |
15 987,2 |
I. Страхование жизни |
30,9 |
36,8 |
1,5 |
77,4 |
131,9 |
II. Общее страхование |
4 107,9 |
5 825,2 |
8 153,8 |
13 335,6 |
15 855,3 |
1. Обязательное страхование |
1 542,9 |
1 340,8 |
1 124,9 |
1 175,8 |
1 190,5 |
2. Добровольное личное страхование |
712,4 |
902,4 |
1 106,8 |
1 737,3 |
1 323,5 |
3. Добровольное имущественное страхование |
1 852,6 |
3 582,0 |
5 922,1 |
10 422,5 |
13 341,3 |
Страховые выплаты |
1 203,8 |
993,7 |
1 120,5 |
2 229,5 |
1 506,5 |
I. Страхование жизни |
16,8 |
4,2 |
5,2 |
0 |
16,6 |
II. Общее страхование |
1 187,0 |
989,5 |
1 115,3 |
2 229,5 |
1 489,9 |
1. Обязательное страхование |
486,7 |
524,8 |
495,7 |
607,8 |
527,8 |
2. Добровольное личное страхование |
350,1 |
286,9 |
269,5 |
663,6 |
403,0 |
3. Добровольное имущественное страхование |
350,2 |
177,8 |
350,1 |
958,1 |
559,1 |
Передано по договорам перестрахования |
1 114,0 |
2 738,2 |
5 881,6 |
8 651,1 |
11 646,2 |
Рекомендуем также почитать:
Факторы, определяющие надежность коммерческого банка
Надёжность коммерческого банка зависит от множества различных факторов. Условно их можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним относятся факторы, обусловленные воздействием внешней среды на банк, то есть факторы, определяющие состояние финансового рынка, национальной и мировой экономики, п ...
Разработка предложений по совершенствованию организации
обслуживания банковскими картами и услугами на их основе
В банковском деле во всемирном масштабе последние два десятка лет происходят интенсивные изменения. Особенно эти тенденции проявили себя в последнее десятилетие на волне бума IT-индустрии.
Как следствие снижается стоимость обработки, передачи и хранения информации. К процессингу карточных операци ...
История становления валютного клиринга
В международных расчетах используются валютные клиринги - расчеты, основанные на обязательном зачете взаимных требований и обязательств стран. Международный (валютный) клиринг отличается от национального (внутреннего) клиринга, появившегося в середине XVIII в. (Лондонская расчетная палата с 1775 г ...