10. С учетом отмеченных выше проблем рынка платежных карт, задачи банков в области розничного карточного бизнеса сводятся к следующему: поддерживать высокие темпы распространения банковских платежных карт среди экономических субъектов; содействовать широкому использованию пластиковых карт для осуществления расчетов, а не только для снятия наличных; способствовать внедрению кредитных продуктов на основе пластиковых карт. Решить проблемы безопасности использования пластиковых карт помогут следующие меры, которые относятся как к банкам, так и к владельцам карт: выпуск и использование только чиповых карт (smart card), так как она, помимо лучшей степени защищённости, в отличие от магнитной карты, может предложить своему обладателю множество различных услуг; применение антискимминговых модулей, которые устанавливаются на банкомат, оборудованы специальными датчиками для контроля области картоприемника, позволяющими выявлять несанкционированную установку на банкомат любых посторонних устройств; использование видеонаблюдения банкоматов; применение антивирусных программ при использовании интернет-банкинга или оплате при помощи карт в мировой сети.
11. Учитывая преимущества использования банковских пластиковых карт для клиентов, банков, сферы торговли и обслуживания и государства, решать данные проблемы следует совместными усилиями ЦБ, Правительства, банков и платежных систем. В целях гармонизации национального рынка розничных платежных услуг и выработки базовых предпосылок для разработки финансового инструмента, удовлетворяющего интересам как поставщиков услуг (банков), так и потребителей (держателей платежных карточек, предприятий торговли, услуг), актуальным вопросом является создание национальной системы платежных карт (НСПК).
12. В работе была предложена модель развития рынка пластиковых карт, в соответствии с которой, дальнейшее развитие рынка банковских карт может осуществляться по направлениям наращивания доходности за счет предоставления дополнительных услуг для владельцев уже эмитированных карт; применения модернизированных технологий проведения платежей, сопровождаемых эмиссией новых продуктов; реализация крупномасштабных проектов в регионах. Эти меры будут способствовать увеличению оборота в эквайринговой сети, а, следовательно, и росту получаемой банками торговой уступки от организаций, где установлены POS-терминалы. Кроме того, к инструментам, способствующим развитию рынка банковских платежных карт, можно отнести расширение инфраструктуры обслуживания карт, рост доходов населения, увеличение предложений со стороны банков, повышение финансовой грамотности населения, создание локальных платежных систем, способных сократить технологический разрыв от известных международных компаний Visa International и MasterCard и увеличить собственную долю присутствия в регионе.
Таким, образом, достоверная оценка развития рынка платежных продуктов создает основу для принятия рациональных управленческих решений при обосновании стратегии в рамках карточной политики банков не только на региональном уровне, но и на уровне страны, а совокупность регулирующих организационно-экономических рычагов и приемов позволит на основе прогрессивных платежных инструментов эффективно управлять динамикой денежно-кредитного рынка, повысить скорость и безопасность безналичных расчетов.
[1] Быстров, Л.В. Пластиковые карты [Текст] / Л.В. Быстров. – М.: БДЦ-Пресс, 2008. – С.67.
[2] Гинзбург, А.И. Пластиковые карты [Текст] / А.И. Гинзбург. - СПб.: Питер, 2008. – С.15 .
[3] Галицкая, С.В. Деньги, кредит, финансы [Текст] / С.В. Галицкая. - М.: Экзамен, 2007. – С.141.
[4] Васильева, В. Карты решают все [Текст] / В. Васильева // Коммерсантъ-Деньги. - 2003. - № 41. - С.43-49.
[5] О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием [Текст] : положение ЦБР №23-П //Вестник Банка России. - 2008. - № 23 (278).
Рекомендуем также почитать:
Обоснование потребности в кредитных ресурсах
Кредитные ресурсы коммерческого банка – это часть собственного капитала и привлеченных средств, в денежной форме направляемая на активные кредитные операции. Различают текущие и мгновенные кредитные ресурсы. Текущими являются ресурсы, которые потенциально возможно направить на кредитные вложения. ...
История становления валютного клиринга
В международных расчетах используются валютные клиринги - расчеты, основанные на обязательном зачете взаимных требований и обязательств стран. Международный (валютный) клиринг отличается от национального (внутреннего) клиринга, появившегося в середине XVIII в. (Лондонская расчетная палата с 1775 г ...
Структура органов и агентов валютного контроля
Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" однозначно определил, что Центральный банк Российской Федерации является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации (п.1 ст.9).
Согласно Закона "О валютном pегулиpовании и валютном контpоле" (п.2 ст.9 ...