Другими словами, «устойчивость банка» выражает состояние банка в условиях реальной экономической и социальной среды и во многом определяется стабильностью последней. Если перевести это на язык практических действий, то, видимо, правильно будет утверждать, что под экономической устойчивостью банка понимается достижение им равновесного состояния на каждый конкретный момент времени за счет саморегулирования собственной деятельности, адаптации к внешним и внутренним условиям функционирования. Это качество банка включает в себя:
• адекватную оценку банком состояния и тенденций экономики в целом и ее отдельных секторов;
• умение вовремя уточнить или пересмотреть свою стратегию развития, политику и реализующие ее необходимые конкретные меры;
• способность вовремя и точно определить наиболее соответствующие текущему моменту основные направления своей специализации (наиболее прибыльные и наименее рисковые операции);
• способность своевременно и на качественном уровне осваивать новые финансовые инструменты;
• понимание необходимости и возможность использовать более совершенные технические средства, обеспечивающие проведение банковских операций;
• способность своевременно перегруппировать кадры в соответствии с принятой банком политикой, изменить, если надо, его организационные структуры.
Факторы устойчивости банка.
Устойчивость банков определяется внешними и внутренними факторами. В качестве наиболее существенных внешних факторов, на которые сами банки влиять не могут, можно выделить следующие:
1) социально-политическая ситуация в стране (регионе) — устойчивость правительства, корректировки финансово-экономической и социальной политики, социальная стабильность или напряженность в регионах, политические ориентации;
2) общеэкономическое положение в стране (регионе) — потенциал реального сектора экономики, обновление и выбытие производственных мощностей, конкурентоспособность товаропроизводителей, состояние платежного баланса страны, возможности межотраслевого перелива капитала, инвестиции (приток/отток капитала);
3) положение на финансовом рынке (федеральном или региональном) – процентная ставка привлечения ресурсов, доходность денежного рынка и рынка ценных бумаг, обменный курс национальной валюты, объем спроса/предложения валюты, операции на валютной бирже (объем торгов, спрос/предложение валюты), денежная эмиссия, темпы инфляции и инфляционные ожидания, объем и стоимость обслуживания государственного долга, денежная и кредитная политика Банка России, предложение денежной массы, конкуренция на рынке банковских продуктов;
4) политика Правительства и Банка России в отношении коммерческих банков (банковского сектора страны или региона).
Основная проблема устойчивости, весьма острая для российских банков, порождена нестабильностью экономики страны в целом, и прежде всего ее реального сектора, а также нестабильностью «правил игры» на рынках.
В тех рамках, которые задаются внешними факторами, устойчивость каждого банка находится в его собственных руках, т.е. зависит от факторов внутреннего характера — от качества менеджмента, профессионализма кадров и т.д.
Экономическое содержание устойчивости банка может быть представлено как сложное явление, включающее в себя несколько составных частей (видов устойчивости).
Финансовая устойчивость может быть раскрыта через интегральные финансово-экономические параметры и результаты деятельности банка, такие, как объем и структура собственных средств, уровень доходов и прибыли, норма прибыли на собственный капитал, достаточность ликвидности, а также параметры деятельности по информационной, аналитической и технологической поддержке управления банком.
Организационно-структурная устойчивость банка. Организационная структура банка и управление ею должны соответствовать как целям деятельности банка, так и конкретному ассортименту его услуг, выполняемых функций, реализуя которые банк обеспечивает достижение своих стратегических целей. Важнейшим параметром данного вида устойчивости банка является организационно-технологическая дифференциация отдельных видов осуществляемой им деятельности на основе внутренней документации, регламентирующей такую деятельность.
Функциональная устойчивость банка имеет два возможных варианта: специализация банка, что позволяет ему более эффективно оказывать выбранный ассортимент услуг; широкая универсализация банка, предпосылкой чего является представление об устойчивости исходя из того, что большинство клиентов предпочитает удовлетворять весь набор своих потребностей в банковских продуктах в одном банке. Каждый из названных вариантов имеет свои преимущества и недостатки.
Коммерческая устойчивость банка. В основе этого вида устойчивости лежит мера участия банка в рыночных отношениях: широта и прочность связей с банковским миром, участие в межбанковских отношениях и место в банковской системе (секторе) в целом, контроль большей или меньшей доли финансовых потоков в стране (регионе), качество отношений с кредиторами, клиентами и вкладчиками, теснота связей с реальным сектором экономики, социальная значимость банка (сосредоточение в банке той или иной доли активов и частных вкладов).
Рекомендуем также почитать:
Виды риска и их оценка
Риск не является постоянной величиной. Он изменчив. Эти изменения во многом обусловлены изменениями в экономике, а также рядом других факторов. Страховое общество должно постоянно следить за развитием риска: ведутся соответствующий статистический учет, анализ и обработка собранной информации. Исхо ...
Мероприятия банка России по совершенствованию банковской
системы и банковского надзора в 2004 году
Банк России последовательно реализует задачи, определенные банковским законодательством и получившие конкретизацию и развитие в "Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации". В 2004 году Банк России продолжит решение намеченных Стратегией задач - комплекс мер по развитию ...
Социально-экономические показатели Латвийской
Республики
Структура экономики Латвии отличается ярко выраженной постиндустриальностью. (рис.1.) Большая часть ВВП, а именно 70,6%, создаётся в отраслях сферы услуг, куда относятся:
· Образование;
· Здравоохранение;
· Наука;
· Финансы;
· Торговля;
· Различные профессиональные и личные услуги;
· Трансп ...