Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств[1] определяет транспортное средство как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Закон установил основные понятия, принципы, условия и порядок осуществления обязательного страхования автогражданской ответственности. Максимальный размер страховой суммы также устанавливается Законом и в настоящее время составляет 400 тыс. руб., в том числе:
в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, - 240 тыс. руб. и не более 160 тыс. руб. для одного потерпевшего;
в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, - 160 тыс. руб. и не более 120 тыс. руб. за имущество одного потерпевшего.
В каждом конкретном случае размер страховой выплаты зависит от реального ущерба имуществу потерпевшего с учетом иных его расходов в связи с причиненным вредом (эвакуация транспортного средства с места ДТП, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в лечебное учреждение и т.д.) и ущерба здоровью с учетом понесенных пострадавшим расходов на его восстановление, а также компенсации утраченных вследствие причиненного ущерба доходов потерпевшего. При гибели потерпевшего возмещается вред в связи с потерей кормильца и расходы на погребение.
Ставки страховых платежей по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) установлены постановлением Правительства РФ[2]. Стоимость страхового полиса (страховая премия) складывается из базовой ставки и повышающих и понижающих коэффициентов, предусматривающих ее увеличение или уменьшение в зависимости от следующего:
стажа вождения;
отсутствия сведений о лицах, допущенных к управлению транспортным средством;
постоянного или сезонного использовании транспортного средства;
мощности транспортного средства;
срока страхования;
наличия нарушений.
Это следующие нарушения:
сообщение страховщику заведомо ложных сведений, влияющих на страховую премию, что повлекло за собой ее уплату в меньшей сумме по сравнению с той суммой, которая была бы уплачена при сообщении владельцами транспортных средств достоверных сведений;
умышленное содействие наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков либо заведомое искажение обстоятельства наступления страхового случая в целях увеличения страховой выплаты; причинение вреда при обстоятельствах, явившихся основанием предъявления регрессного требования.
Страховая премия определяется путем умножения базовой ставки - I на повышающие и понижающие коэффициенты. При заключении договора обязательного страхования страхователю присваивается класс в зависимости от частоты страховых случаев, произошедших по его вине. При заключении договора обязательного страхования впервые страхователю присваивается класс 3. При заключении с ним договора обязательного страхования на новый срок применяется - в зависимости от числа страховых случаев, произошедших по вине страхователя в период действия предыдущих договоров - повышающий коэффициент страхового тарифа с присвоением более низкого класса, вплоть до самого низкого. При безаварийной эксплуатации транспортного средства и при отсутствии страховых случаев, произошедших по вине страхователя, применяют понижающий коэффициент с присвоением более высокого класса.
Ответственность владельца автотранспортного средства и соответственно страховой случай наступают после доказательства его вины в причинении вреда третьим лицам. Для получения страховой выплаты потерпевшему необходимо представить страховщику документы, подтверждающие размер причиненного ему ущерба.
В отличие от многих других видов страхования обязательное страхование автогражданской ответственности направлено на защиту не страхователей, а потерпевших, т.е., третьих лиц.
Анализ опыта проведения страхования автогражданской ответственности в России в начальный период введения выявил сильное недовольство его результатами у страхователей, потерпевших, работников ГИБДД. Однако уже в 2005 г. значительная часть страхователей, судя по опросу Росгосстраха, проведенного в 17 городах, довольна качеством обслуживания в этой страховой компании. Число тех, кто остался удовлетворен работой страховщиков, составляет 63% респондентов. При этом самая высокая доля тех, кто доволен сотрудничеством со страховщиком, приходится на Уфу (71%), Петрозаводск и Пермь (по 69%), Екатеринбург, Рязань, Челябинск (по 68%), Казань (67%), Омск (66%), Нижний Новгород и Москву (по 65%). У тех клиентов, кто остался неудовлетворен обслуживанием в страховой компании (а это около трети опрошенных), больше всего нареканий вызывают затягивание страховых выплат (27%), неполные выплаты (20%). отказ в выплате страхового возмещения (13%) и высокие цены (11%) [3].
Рекомендуем также почитать:
Методы анализа ликвидности банка
Ликвидность – одна из обобщенных качественных характеристик деятельности банка, обуславливающая его надежность. Ликвидность банка – есть его способность своевременно и без потерь выполнять свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами.
На практике ликвидность банка определяется путем оценки ...
Взаиморасчеты
Стремление воздействовать на негативные явления в экономике административным путем приводит к чрезмерной регламентации. В результате порождается путаница, а в некоторых случаях создаются вообще тупиковые ситуации, требующие очередных разъяснений. В этой связи хотелось бы проанализировать два норма ...
Демонетизация и дематериализация денег
Эволюция денежного обращения и общественного развития привела к демонетизации золота, а затем и дематериализации денег. Демонетизация денег означает утрату золотом функций денег, т.е. исключение золотых монет из внутреннего и внешнего денежного обращения во всех странах. Во внутреннем обращении де ...