Уровень кредитного риска каждого заемщика непосредственно влияет на уровень процентной ставки по кредиту. Высокий уровень риска связан с высокой кредитной ставкой, и наоборот. В условиях высокой конкуренции банк вынужден поддерживать кредитные ставки на определенном уровне, который был бы приемлем для клиентов и приносил прибыль.
Кредитная ставка должна быть достаточно низкой, чтобы заемщик не обратился в другой банк. Поэтому на высококонкурентных рынках кредитор скорее принимает ставку, чем устанавливает ее. Поэтому уделяется огромное внимание выбору метода ценообразования по кредиту.
Доходность и риск — основные параметры управления кредитным портфелем банка.
В структуре банковского баланса кредитный портфель рассматривается как одно целое и составная активов банка, которая характеризуется показателями доходности и соответствующим уровнем риска. Рассмотрим основные направления управления доходностью кредитных операций коммерческих банков, эксперты выделяют следующие методы управления доходностью.
Кратко охарактеризуем методы управления доходностью коммерческого банка.
Метод «стоимость плюс». Метод учитывает стоимость привлеченных средств и все затраты банка, связанные с выдачей кредита. Необходимым условием применения такого подхода к ценообразованию по кредитным операциям является наличие у банка эффективной системы учета затрат по каждому кредиту, а также управленческой информации. Главным недостатком этого метода выделяют игнорирование рыночных факторов, таких как спрос и предложение, состояние кредитного рынка, конкуренция и др.
Метод «базовая ставка плюс». Суть метода состоит в определении кредитной ставки как суммы базовой ставки и кредитного спреда. За базовую можно взять ставку предложения межбанковского регионального рынка; ставку первоклассного заемщика; ставки международных рынков (LIBOR, FIBOR и др.), другие ставки, которые являются общепринятыми на конкретных рынках. Кредитный спред включает премию за риск невыполнения обязательств клиентом и премию за срок выдачи кредита, что отражает риск длительности периода кредитования. Размер кредитного спреда дифференцирован в зависимости от категории клиента и его кредитоспособности. Интернационализация банковского дела способствовал росту популярности LIBOR, которая стала общепринятой базовой ставкой для большинства как международных так и национальных рынков. Благодаря этому клиенты могут сравнивать условия кредитования на разных рынках. Кроме того, ставка LIBOR ниже прайм - ставки в среднем на 0,75 – 1% и является самой низкой кредитной ставкой. Преимуществами метода являются простота, необязательность точного учета затрат по каждому кредиту, удобство применения в условиях установления плавающих ставок по кредиту, учет влияния конкуренции.
Метод «надбавки». Метод «надбавки» состоит в определении кредитной ставки как суммы процентных затрат привлечения средств на денежном рынке и надбавки. Надбавка включает премию за кредитный риск и прибыль банка. В основном такой метод ценообразования используется для выдачи кредитов большим фирмам на короткие сроки (до 30 дней).
Метод «анализа доходности клиента». Метод «анализа доходности клиента» базируется на учете всех взаимоотношений с конкретным клиентом. Оценивая все составные доходности, особенное внимание уделяют расчету прибыльности тех видов операций, которые осуществляются клиентом в этом банке. Такой метод требует точного учета всех доходов и затрат, связанных с каждым клиентом, и применяется прежде всего для кредитования больших компаний, имеющих постоянные и разнообразные связи с банком. Определение цены кредита по такому методу ставит целью снижение кредитной ставки ниже общепринятого уровня для привлечения самых выгодных клиентов. Метод доходности клиента имеет определенные недостатки: сложность, громоздкость, необходимость разработки детальной отчетности по доходам и затратам по обслуживанию каждого клиента. Часто анализ доходности включает консолидированные данные не только самого заемщика, а также и его дочерних компаний, крупнейших акционеров и высшего руководства. С расширением спектра предложенных банком услуг метод все больше усложняется и требует применения автоматизированных систем учета и анализа. Но такой подход к управлению кредитными ставками может быть полезен для выявления самых прибыльных клиентов и видов банковских услуг и операций.
Главная цель процесса управления кредитным портфелем банка заключается в обеспечении максимальной доходности допустимого уровня риска. Уровень доходности кредитного портфеля зависит от структуры и объема портфеля, а также от уровня процентных ставок за кредитами. На формирование структуры кредитного портфеля банка существенным образом влияет специфика сектора финансового и других рынков, которые обслуживаются данным банком. Для специализированных банков структура кредитного портфеля концентрируется в определенных областях экономики. Для ипотечных банков характерным есть долгосрочное кредитование. В структуре кредитного портфеля сберегательных банков преобладают потребительские кредиты и ссуды физическим лицам. На текущем этапе развития банковской системы главная задача состоит в поиске реальных путей минимизации рисков и получение достаточных прибылей для сохранности средств вкладчиков и поддержание жизнедеятельности банка. Успешное решение этой сложной проблемы нуждается в использовании многих методов, приемов, способов, систем и разработки новых подходов к управлению коммерческим банком.
Рекомендуем также почитать:
Анализ финансового состояния банка
Финансовое состояние коммерческих банков характеризуется достаточностью капитала, качеством активов, ликвидностью баланса, эффективностью деятельности и уровнем управления (менеджментом) банка.
Капитал (собственные средства) коммерческого банка выполняют несколько важных функций в ежедневной деят ...
Ликвидность и платежеспособность
Ликвидность является одной из важнейших качественных характеристик деятельности банка, которая свидетельствует о его надежности и стабильности.[7]
Ликвидность коммерческого банка — возможность банка своевременно, в полном объеме и без потерь обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обя ...
История возникновения рынка ценных бумаг
История развития рынка ценных бумаг берет свое начало в далеком прошлом, поскольку прообразом первой ценной бумаги можно считать долговые расписки Римской империи, Древнего Китая и других стран древнего мира, где была довольно четкая система документального оформления долговых обязательств. Если д ...