Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов предприятия. Показатели рентабельности характеризуют эффективность предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной).Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйственной деятельности, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и используемыми ресурсами.
Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень задействования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).
Рассчитаем основные показатели рентабельности, в наибольшей степени характеризующие деятельность торгового предприятия (см. таблицу 9).
Таблица 9. Расчет показателей рентабельности
Показатель |
Формула расчета |
Начало года |
Конец года |
рентабельность продаж |
R=прибыль от продаж/выручка от продаж |
0, 83 |
0,16 |
рентабельность собственного капитала |
R=чистая прибыль/ср. величина собственного капитала |
0 |
0,01 |
рентабельность оборотных активов |
R=чистая прибыль/ср. стоимость оборотных активов |
0 |
0,007 |
рентабельность основной деятельности |
R=прибыль от продаж/себестоимость продаж |
0,01 |
0,003 |
Из данных расчетов видно, что значения всех показателей рентабельности в начале 2010 года хуже чем в конце 2010 г. Это безусловно положительная тенденция.
Рентабельность продаж снизилась, что свидетельствует об уменьшении прибыли на 1 рубль реализованной продукции. Рентабельность продаж упала вследствие уменьшения прибыли от продаж.
Исходя из полученных результатов коэффициента рентабельности оборотных активов, можно констатировать, что эффективность использования оборотных активов на протяжении анализируемого периода бала довольно низкой,. Это было обусловлено отсутствием чистой прибыли в начале 2010 г ., и низкой прибыли от продаж.
Такое положение дел с рентабельностью вызывает опасения по поводу дальнейшего прибыльного функционирования данного хозяйствующего субъекта на рынке. Но тенденция увеличения уровня рентабельности на протяжении всего анализируемого периода дает повод для более благоприятном прогноза.
Основными факторами низкой рентабельности деятельности предприятия в общем, могут являться небольшая прибыли с продаж, высокие управленческие расходы, что в совокупности привело к небольшим показателям чистой прибыли.
Рекомендуем также почитать:
Российская банковская система в условиях кризиса
Еще год назад считалось, что наша банковская система неуязвима и практически безопасна для капиталов, ищущих прибежища на время кризиса. Банкротство российских банков было маловероятно. Сегодня эта тема больше не поднимается. Российские банки за III-IV квартал 2008 года пережили многое: банковский ...
Кредитование и его функции для предприятий малого и среднего бизнеса
Проблема развития и создания малых предприятий имеет особое значение для национальной экономики. Известно, что во многих развитых странах эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового национального продукта. Привлекательными для России ...
Классификация рынков ценных бумаг
Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизиторов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.
Таким образо ...