В инновационном банковском менеджменте следует выделить два аспекта:
во-первых, процесс управления внедрением технических и технологических новшеств;
во-вторых, процесс постоянных изменений в сфере банковской деятельности в соответствии с изменениями среды.
В мировой банковской практике происходят следующие инновационные изменения.
- Изменение структуры и облика банка в целом:
а) «многоканальная деятельность» при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов,
б) самообслуживание;
в) дистанционное обслуживание;
г) использование Интернета;
д) высококвалифицированные индивидуальные консультации;
е) телефонные центры.
- Виртуальные банковские и финансовые технологии: управление банковским счетом, наличные расчеты, электронная подпись, заключение договоров, финансовые организации (биржи, банки).
- Рассредоточение и организационное разделение банка на три элемента: распространение услуг, производственная часть и портфельный банк.
- Оптимизация банковской сети: сегментация, изменения в филиалах и филиальной сети.
- Комплексное использование новых информационных и коммуникационных технологий для электронного и смешанного (традиционного и нового) маркетинга. (Клиент сам выбирает форму обслуживания.)
- Структурно-технологическая перестройка мидл- и бэк-офисов. Сбор, хранение и аналитическая обработка внутренней информации. Новые возможности внутреннего контроля и аудита.
- Изменения в квалификации работников: продукт-менеджер, консультант, специалист по трансакциям и консультациям.
- Новые банковские продукты (услуги) на базе новых технологий.
- Новые автоматы самообслуживания (моно- и многофункциональные, информационные).
С точки зрения внутренней среды, на наш взгляд, наблюдается кризис банковского менеджмента в большинстве российских банков. Новые банковские технологии в этих банках находятся на начальной стадии их использования. Лишь немногие банки активно занимаются их внедрением. Пионерами в этом деле являются «Гута-банк», «Автобанк», «Платина», «Визави», «Юнниструм банк» и некоторые другие.
Внедрение инновационного менеджмента как последнего слова в банковском управлении - настоятельная необходимость для российских банков, чтобы выжить в международной конкуренции. Новые банковские технологии - шанс для успешной конкуренции.
Ситуация, в которой необходимо внедрять в российскую практику инновационный банковский менеджмент, характеризуется целым рядом направлений влияния внешней среды:
интеграция российских банков в мировую финансовую систему;
внедрение иностранных банков в России;
кризис и реструктуризация банковской сферы;
государственное регулирование параметров коммерческих банков.
Инновационный банковский менеджмент может быть успешно внедрен в российских банках только как часть более широких мероприятий по выработке и применению на практике инновационной стратегии. Примерная инновационная стратегия российского коммерческого банка могла бы быть, по нашему мнению, представлена в виде плана инновационных мероприятий, структура которого представлена ниже.
Рекомендуем также почитать:
Эмиссия наличных денег и организация денежного обращения
В соответствии с возложенными на него полномочиями ЦБ выполняет следующие функции:
1) прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет.
2) Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций.
3) Установление признаков пла ...
Выводы
Ресурсная база банка имеет важнейшее значение и является основополагающим фактором успешной его деятельности, так как формирование ресурсов и предоставление кредитов находятся в тесной взаимосвязи.
Значение собственных ресурсов банка состоит прежде всего в том, чтобы поддерживать его устойчивость ...
Основные направления антиинфляционной политики
Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным реальным условиям хозяйствования. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с участием го ...