Банковское регулирование обычно предполагает формирование, применение и контроль за соблюдением специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности. Банковский надзор за финансовым состоянием банков обеспечивает соблюдение этих правил и инструкций и оценивает финансовую устойчивость кредитных организаций.
Система банковского надзора любого государства включает в себя следующие элементы:
- регистрацию и лицензирование;
- дистанционный надзор;
- инспектирование;
- работу с проблемными банками;
- ликвидационные процедуры.
На любой из этих стадий существуют возможности для ущемления интересов клиентов банков.
Процесс надзора начинается до того, как банк приступит к выполнению своих операций. При выдаче лицензии на банковскую деятельность контрольный орган вправе поинтересоваться, откуда поступит первоначальный инвестируемый капитал. Предпочтение отдается средствам, которые не являются заемными. Проверяются компетентность и честность руководства. Необходимо также на стадии лицензирования рассмотреть круг будущих операций и стратегию банка. Процесс лицензирования иногда называют антиконкурентными правилами, ограничивающими доступ в сферу банковской деятельности.
Наряду с выдачей банковской лицензии данный элемент банковского надзора включает также регистрацию кредитной организации в качестве юридического лица при ее создании, регистрацию изменений в уставе кредитной организации, регистрацию изменений в территориальной структуре банка (создание и ликвидацию филиалов).
Банковский надзор может осуществляться без выхода в банк. Такой надзор еще называют дистанционным, или документальным, надзором. Наиболее распространенной формой этого надзора является получение и анализ банковской отчетности. Центральный банк РФ с участием специалистов мирового рынка разработал и ввел финансовую отчетность, приближенную к мировым стандартам. Она идет параллельно с той отчетностью, которую банки представляют по существующим правилам. Анализ отчетности дает более полное представление об их деятельности. Качественный надзор за деятельностью коммерческих банков и их филиалов возможен только при наличии достоверных отчетов, своевременно и в полном объеме представленных в ЦБ РФ. Затруднения в организации полноценного надзора в значительной степени связаны с практикой банков по "приукрашиванию" своей деятельности, что ведет к искажениям в отчетности.
Серьезные нарекания вызывает качество представляемых отчетов. Их анализ свидетельствует о нарушении коммерческими банками и их филиалами правил ведения учета и проведения операций по счетам. Так, в отчетах коммерческих банков имеются нарушения в части неполного начисления износа на основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Большинство банков нарушают требования о ежемесячном начислении процентов по выданным кредитам согласно положению, разработанному ЦБ РФ. Имеются нарушения, когда фонды, созданные банками, используются не по целевому назначению. Обо всех этих и других нарушениях, допущенных в деятельности кредитных организаций, сообщалось в рекламационных письмах ЦБ РФ по результатам сдачи годовых отчетов коммерческими банками.
Банковский надзор осуществляется также непосредственно в банке. Наиболее распространенной формой такого надзора является проведение инспекционных проверок банков, которые осуществляются в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ»[71] и Инструкцией от 1 декабря 2003 г. № 108-И «Об организации инспекционной деятельности ЦБ РФ (Банка России)»[72].
Основной целью проведения ЦБ РФ проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе:
- оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов ЦБ РФ; оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала);
- определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации;
- оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;
- выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.
Рекомендуем также почитать:
Руководящий персонал
Высший руководящий орган банка - Совет управляющих, в состав которого каждый акционер назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Профессиональное стратегическое управление осуществляет другой орган - Совет директоров (23 человека), который отвечает за руководство общей деятельн ...
Инновационный банковский менеджмент
В инновационном банковском менеджменте следует выделить два аспекта:
во-первых, процесс управления внедрением технических и технологических новшеств;
во-вторых, процесс постоянных изменений в сфере банковской деятельности в соответствии с изменениями среды.
В мировой банковской практике происхо ...
Определение уровня кредитоспособности в Томском
филиале АКБ «МБРР»
Клиенты – юридические лица Томского филиала АКБ «МБРР» (ОАО) классифицируются на три категории по размеру выручки от продаж: крупный, средний и малый бизнес. Обслуживание крупных и средних компаний с различной отраслевой специализацией было и остается приоритетной задачей в деятельности банка. Осн ...