О нецелесообразности и искусственности разделения процедур государственной регистрации и лицензирования кредитных организаций пишет и Е.Е. Фролова[39]. По ее мнению, нужно ввести требование единовременной оплаты уставного капитала в полном объеме и расширить перечень документов, необходимых и достаточных для государственной регистрации банков, за счет документов об оплате уставного капитала. Таким образом, государственная регистрация и лицензирование будут полностью объединены в одну процедуру[40].
Процедура получения банковской лицензии, по мнению С.В. Пыхтина, неразрывно связана с процессом государственной регистрации банков[41].
С одной стороны, доводы о нецелесообразности разъединения процессов государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности понятны. В практике встречаются случаи, когда Банк России, зарегистрировав организацию, отказывает в выдаче лицензии, поскольку заявитель не представил для получения указанной лицензии необходимый пакет документов, предусмотренный Законом о банках. Судебные органы, рассматривая жалобу по данному делу, согласны с действиями Банка России[42]. Можно сделать вывод, что разрыв этих двух процедур может негативно отразиться на самом субъекте права - банке в виде невозможности им осуществления своей банковской деятельности.
С другой стороны, нельзя согласиться с мнением о необходимости включения в перечень документов, необходимых для государственной регистрации банка и лицензирования им своей деятельности, документа, подтверждающего 100-процентную оплату уставного капитала банка. Данное предложение можно считать нелогичным как с точки зрения оплаты уставного капитала субъекта, который еще не существует и не зарегистрирован, так и с точки зрения распределения среди учредителей акций или долей несуществующего лица. По этой причине следует согласиться с законодателем и оставить процедуру государственной регистрации банка и лицензирования его деятельности такой, какой она отражена в нормативных правовых актах.
Можно выделить еще одну проблему, связанную с государственной регистрацией коммерческих банков, - вопрос о создании единого порядка государственной регистрации для всех юридических лиц. Закон о банках определяет, что кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России, который ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. По мнению некоторых ученых, такой порядок регистрации должен быть приведен в соответствие с правилами Гражданского кодекса РФ. При регистрации кредитных организаций в Центральном банке РФ цель унификации этой процедуры и создания единого государственного реестра юридических лиц не достигается. Так как деятельность банков связана с обслуживанием множества кредиторов и вкладчиков, с особым финансовым риском, выбор того или иного банка должен производиться на основе открытых данных не только о бухгалтерском балансе и отчетности, но и регистрационных данных, что в настоящее время практически невозможно. Поэтому в Законе о государственной регистрации юридических лиц вопрос должен быть решен в интересах пользователей банковских услуг. Однако названный Закон пошел по другому пути, предусмотрев специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Есть и другое мнение, согласно которому Центральный банк РФ более не ведет регистрацию кредитных организаций - это делает уполномоченный регистрирующий орган, а Банк России принимает решение о регистрации[43].
Рекомендуем также почитать:
Особенности банковского
надзора за кредитными организациями на основе консолидированной отчетности
Банковский надзор на основе консолидированной отчетности организуется и осуществляется территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения головной кредитной организации.
Территориальные учреждения Банка России по месту нахождения кредитных организаций - участников, не составляющих соб ...
Классификация потребительского кредита
Классификация потребительских ссуд заемщиков и объектов кредитования может быть проведена по ряду признаков, в том числе по типу заемщика, видам обеспечения, срокам погашения, методам погашения, целевому направлению использования, объектам кредитования, объему и т.д.
По направлениям использования ...
Анализ размещенных ресурсов
Общее развитие активных операций, их структура в анализируемом периоде представлена в таблице 8.
Таблица 8. Размещение рублевых и иностранных ресурсов за 2009 год.
Показатели
Факт на 01.01. 2009 год, тыс. руб.
Уд. вес,
%
Факт на 01.01.2010 год, тыс. руб.
Уд. вес,
%
01.01.2010 ...