Воздействие государства на платежный баланс предполагает не только регулирование его сальдо, но и воздействие на отдельные части (и даже статьи) платежного баланса с целью их корректировки в желаемом направлении. Здесь набор методов регулирования достаточно широк: от прямой регламентации до косвенного воздействия.
Прямая регламентация, т.е. введение валютных ограничений, практикуется странами с целью корректировки каждого из трех разделов платежного баланса - торгового баланса, баланса услуг и неторговых платежей, баланса движения капиталов и кредитов.
В области внешней торговли валютные ограничения принимают форму контроля за экспортом и импортом, а также платежными операциями по внешне-торговым контрактам. Экспортерам вменяется в обязанность сдавать всю вырученную от продажи своих товаров за границу валюту (или ее фиксированную часть) центральному банку страны или специальным уполномоченным на то банкам (иным организациям) по установленному курсу. Импортеры обязаны покупать необходимую им валюту у Центрального банка (уполномоченных банков) по определенному курсу и под конкретные внешнеторговые контракты. Валютные ограничения во внешней торговле теснейшим образом увязаны с регулированием внешнеэкономической деятельности в виде установления нетарифных ограничений - системы квотирования и лицензирования экспорта и импорта, а также установления приоритетности осуществления операций с теми или иными странами или предпочтительности осуществления платежей в определенных валютах.
Особо регламентируются денежные переводы физических и юридических лиц через границы стран. Обычно предусматривается отсутствие каких-либо ограничений на переводы валютных средств в страну из-за границы и не допускает осуществления обратных переводов (за определенными исключениями). К исключениям относятся: переводы пенсий, алиментов и прочих пособий социального характера. Однако, в случае крайней необходимости государство может прекратить и эти выплаты.
В области международного кредита валютные ограничения предусматривают запрещение или ограничение предоставления кредитов и займов предприятиям, организациям, банкам других стран. В случае введения этих ограничений кредитная деятельность становится возможной только с разрешения министерства финансов страны, ее центрального банка или других уполномоченных на то органов валютного контроля.
Самостоятельным видом валютных ограничений, введение которых практикуется странами в условиях серьезных нарушений их валютного положения, являются ограничения движения капиталов через границы стран, принимающие разнообразные формы: запрет на вывоз из страны иностранной валюты с целью экспорта капитала; запрещение вывоза за границу иностранных ценных бумаг, находящихся во владении граждан данной страны; не допускается также размещение на внутреннем фондовом рынке данной страны иностранных ценных бумаг.
Необходимость формирования эффективно функционирующей системы валютного регулирования и контроля в нашей стране заставляет обратиться к богатому зарубежному опыту, прежде всего бывших социалистических стран Восточной Европы, проводящих рыночные реформы в схожих с нашими институциальных и экономических условиях.
В приведенных ниже таблицах делается попытка обобщения и осмысления действующего в государствах Восточной Европы валютного законодательства, правил и норм валютного регулирования в свете потребностей формирующейся Российской системы валютного регулирования и в сравнении с уже имеющимся багажом Российского валютного законодательства
Страна |
Органы валютного регулирования и валютного контроля |
1. Болгария |
Министерство финансов, Национальный банк. |
2. Венгрия |
Прерогатива Минфина с передачей некоторых функций Национальному банку. |
3. Польша |
Минфин, Национальный банк и на правах агентов валютного контроля: коммерческий банк, имеющий лицензию, пограничные войска и почтовые отделения. |
4. Румыния |
Национальный банк. |
5. Словакия |
Национальный банк во взаимодействии с Минфином. |
6. Чехия |
Минфин и Национальный банк. Функции валютного регулирования между ними поделены. |
7. Россия |
Центральный банк, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет. |
Рекомендуем также почитать:
Экономическая сущность и элементы потребительского
кредитования
Потребительскими ссудами в нашей стране называют ссуды, предоставляемые населению. При этом потребительский характер ссуд определяется целью (объектом кредитования) предоставления ссуды.
В Казахстане потребительским судам относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на пр ...
Специфика страхования в строительстве
Страхование строительных рисков характеризуется рядом особенностей, существенно отличающих его от других видов имущественного страхования и обуславливающих его развитие в качестве обособленного сектора страхового рынка. Одной из главных таких особенностей является специфический формат страховой за ...
Эмиссия наличных денег и организация денежного обращения
В соответствии с возложенными на него полномочиями ЦБ выполняет следующие функции:
1) прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет.
2) Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций.
3) Установление признаков пла ...